У книжной полки. 20 марта

20 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Священномученик Владимир (Богоявленский). Отче наш. Молитва Господня. И детская книга Отче наш.

 

Начиная жить духовной жизнью, человек вдруг узнает, что нужно всегда и везде молиться. Но он не знает, как молиться и почему это так важно. На последний из вопросов священномученик Владимир Богоявленский отвечает: «Молитва есть воздух для души, она служит как бы биением пульса духовной жизни. Где есть духовная жизнь, там она необходимо должна проявляться в молитве к Богу. Где нет истинной молитвы, там не может быть вполне здоровой духовно-нравственной жизни. И наоборот. Где совершается молитва и чем чаще совершается она, тем более крепнет и развивается эта духовная жизнь». На вопрос как молиться, ответим словами архиепископа Аверкия Таушева, который говорил: «Молитва должна быть разумной: мы должны обращаться к Богу с такими просьбами, которые достойны Его и исполнение которых спасительно для нас. Для научения нас такой молитве Господь дает, в качестве образца, молитву «Отче наш», получившую поэтому название молитвы Господней». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию две книги, которые посвящены именно молитве – «Отче наш». ***

Первая из книг под названием «Отче наш» вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и содержит беседы на молитву Господню священномученика Владимира (Богоявленского). Святой Владимир был первым епископом Русской Православной Церкви, отдавший свою жизнь за Христа в годы страшного гонения на веру в ХХ веке. Мученической смертью он засвидетельствовал свою веру, которой дышит каждая страница его литературных трудов. Многие из них носят характер не строгих богословских трактатов, но живых бесед, в которых, тем не менее, раскрываются глубочайшие истины христианской веры. Таков и предлагаемый вниманию благочестивого читателя труд священномученика Владимира "Отче наш. Беседы на молитву Господню". В живой форме святитель толкует молитву, переданную нам Самим Господом.

В житие, опубликованном на интернет-портале Православие.ру о священномученике Владимире, митрополите Киевском и Галицком, говорится следующее: Родился он 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия (так звали его в миру) отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути. После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную Семинарию.

31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь и уважение клира и мирян. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года - настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом. 3 июня 1888 года в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке Владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство. В последующие годы Владыка служил на Самарской кафедре, после управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир - митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования.

Он открывал многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивал благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты. 23 ноября 1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода. В ноябре 1915 года был переведен в Киев. 25 января 1918 года принял мученическую кончину, которая явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти" (Откр. 12, 11)».

Раскрывая нам значение и смысл молитвы Господней, священномученик Владимир отмечает: «Если бы Господь Иисус Христос ничему более не научил нас, кроме этой молитвы, то и тогда мы не были бы в состоянии достойно отблагодарить Его. Молитва эта так коротка, так сжата, так немногословна, что ее даже дитя может прочитать в одну минуту, и, однако, она столь глубока по своему содержанию, столь богата по своим мыслям, что и муж зрелого ума не может исчерпать ее содержания во всей его глубине и полноте. «Откровенно говорю, – сказал один из ученейших мужей богословского мира, – что я не вполне еще уразумел молитву «Отче наш», хотя и имею ученую степень доктора». Кто же такие мы с вам, чтобы нам воображать себя вполне и совершенно исчерпавшими смысл и содержание этой молитвы. Мы не более как дети, припавшие, так сказать, к глубокому и широко текущему источнику, чтобы пустыми руками черпать из него воду и подносить к устам своим».

Чему же прежде всего учит нас Господь в этой молитве? По словам священномученика Владимира, «Когда Спаситель наш учит молиться учеников Своих, то прежде всего Он ставит их в надлежащее положение, в детское отношение к Богу, и говорит: «Сице молитеся: Отче наш иже еси на небесех». Чем более молящийся оправдывает слова этого призывания, чем более мы являемся действительными по своему настроению детьми Бога, тем более молитва наша делается достойной и угодною Богу. Это обнаруживается сейчас же, при первых словах, которыми начинаем мы свою молитву: «Да святится имя Твое»! Кто не питает к Богу истинно детских чувств, кто не почитает Его выше и дороже всего, кто ради Отца не может забыть себя самого и все свое, тот, хотя и будет произносить слова: «Да святится имя Твое», сердце его не будет участвовать в этой молитве. Он начинает молиться только с четвертого прошения: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» или «избави нас от лукавого». Только тот, кто имеет истинно детское сердце, для кого честь и слава Божия действительно выше всего, кто действительно любит Бога больше всего, тот только и может обращаться к Богу со словами: «Отче наш» – и искренно просить у Бога, как самого главного, чтобы святилось (прославлялось) Его имя или – что то же – чтобы прославлялся Он Сам».

Вторая книга, название которой созвучно первой, вышла в свет издательстве Братства в честь святого Архистратига Михаила и предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. На ее страницах кратко и доступно объясняется смысл молитвы Господней, где в частности мы читаем следующее: «Молитва Господня является святыней для всех христиан. Иисус Христос дал её Своим ученикам по их просьбе. Бог - источник жизни, Творец всех людей и Хранитель рода человеческого. Он любит нас, как отец любит своих детей. И мы призываем Его Божественную помощь с верой, надеждой и любовью. Отче - это обращение ребенка к отцу. Мы молимся Богу с детским доверием. Ведь Господь близок к нам, ближе, чем душа к телу. Как солнце, Он изливает Свой свет и тепло на добрых и злых, ибо Бог есть Любовь, Милость, Прощение, Забота, Надежда, Радость».

 

*** Молитва «Отче наш», известная каждому христианину с детства, но не все правильно понимают ее суть. К ее толкованию молитвы обращались многие богословы, святые отцы: Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Кассиан Римлянин и другие. Краткое истолкование ее дано в катехизисе, написаны и общие работы, основанные на толкованиях богословов древности. Но не все толкования доступны для понимания обычных верующих людей. Одно из наиболее доступных толкований для современного человека о молитве «Отче наш» принадлежит митрополиту Владимиру Богоявленскому. Сегодня эта замечательная книга, предлагаются широкому кругу взрослых читателей. А маленьким детям понять молитву Господню поможет книга, выпущенная Издательством Братства в честь святого Архистратига Михаила.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать