У книжной полки. 20 декабря

20 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Время не ждет. Материалы к жизнеописанию и духовному наследию протоиерея Василия Ермакова.

 

Двадцатого декабря 1927 года, ровно 90 лет назад, в одном из самых древ­них и красивых городов Орловщины, Болхове, родился мальчик Василий Ермаков, ставший впоследствии одним из самых известных петербургских священников недавнего прошлого. Судьба отца Василия неразрывно связана с трагической судьбой России XX века. Гонения на Церковь и верующих, война, голод, концлагеря... Все это прошло перед его глазами, все это он пережил. Однако страшные испытания не сломили будущего пастыря, а раз и навсегда убедили его в том, что для человека есть только один истинный путь — к Богу. Об этом пути самого батюшки и рассказывает книга Ирины Корниловой, которая вышла в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «Время не ждет. Материалы к жизнеописанию и духовному насле­дию протоиерея Василия Ермакова». ***

Книга Ирины Корниловой, в которой рассказывается о жизни удивительного человека, протоиерея Василия Ермакова, составлена по материалам биографии и проповедей известного петербургского священника, произнесенных им в раз­ные годы, начиная с 1996 года и заканчивая его последней про­поведью, произнесенной двадцать первого января 2007 года, за несколько дней до его кончины. Также в книге собраны свидетельства современников, воспо­минания духовных чад о батюшке и статьи о людях, в разные годы имевших отношение к судьбе отца Василия – это и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, бывший другом батюшки на протяжении многих лет, это и прп. Серафим Вырицкий, благословивший студента Василия идти по пути духовной жизни, это и митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), бывший настоящим отцом для семинаристов духовной школы на Неве и во многом определивший судьбу будущего пастыря. И многие другие.

По словам автора, жизнь настоятеля храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском клад­бище Санкт-Петербурга, митрофорного протоиерея Василия Ермакова уникальна тем, что он в двадцатом веке вместе с на­родом прошел четыре тяжелейших периода в истории Русской Православной Церкви: довоенное время — время уничтожения Церкви, геноцид русского народа. Великую Отечественную войну — изменение политики государства по отношению к Церкви, послабление со стороны властей, подъем веры в народе. Послевоенные годы — новые гонения на Церковь, когда требовалось огромное мужество и немалые дипломатические способности, чтобы сохранить Церковь. Время после начала девяностых го­дов — прекращение гонений на Церковь со стороны государ­ства, начало возрождения церковной жизни, но вместе с тем и начало хитрого, «хитрющего», как говорил батюшка, духов­ного уничтожения Православной Церкви и России.

Как рассказывает автор, протоиерей Василий Ермаков шестьдесят лет прослужил в Петербурге, самом европейском городе России, стал его из­вестнейшим священником. Но, по словам самого батюшки, он остался все тем же болховчанином, а Петербург — это место его служения Богу. Отец Василий любил землю и простых людей. Не было года, чтобы он не ездил в Болхов. Батюшка мечтал хоть немного отдохнуть — пожить в родном доме в тишине, без телефонных звонков, походить в лес, на реку. Он черпал свои силы от родной земли, говорил: «Корзинку на плечо — и вперед. Смотришь на небо, и Бог подсказывает, как понимать людей, их страдания, крестный путь». До сих пор петербуржцы и болховчане ревностно относятся к вопросу: «Чей батюшка?» Особенно сильно это почувствовалось, когда встал вопрос, где его хоронить: в Болхове или в Петербурге. Ведь для питерцев отец Василий — петербургский, а для болховчан — болховский. Думается, - пишет автор, - что все-таки правы первые, так как именно Петербург Господь избрал ему местом служения.

Отец Василий начал свой пастырский путь тогда, когда по­сле почти сорокалетнего коммунистического насилия Россия осталась на краю духовной пропасти. Однако, вопреки всему, город на Неве сумел сохранить веру. Ни в одном городе России во время войны и после не было, по мнению автора, такого религиозного подъема, как в Ленинграде, перенесшем нечеловеческие страдания в блокаду. Город апостола Петра стал хранителем русской культуры и искусства, традиций духовного образования. Что важно, его духовные школы всегда были непримиримы к религиозным сектам и лжеучениям. Отец Василий был поставлен служить в Ленинграде, пото­му что «время, — как он сам говорил, — не ждет». Именно здесь он достиг такой духовной высоты, что стал служить Отечеству как пастырь и государственник. И конечно, отцу Василию было очень важ­но, чтобы его дело было продолжено.

О священстве будущий пастырь, а тогда студент Василий Ермаков, стал думать на втором курсе семинарии. Ему были близки именно народные па­стыри, а в ленинградских храмах он видел, что никто с народом не беседует, да и проповеди, по его словам, были осторожные. Уже тогда святой Иоанн Кронштадтский, первый русский священник, прославленный в лике святых именно за священническое слу­жение, стал для Василия примером. В конце своих дней батюш­ка писал об отце Иоанне: «Это имя, которое я несу через всю свою жизнь. Для меня, старейшего священника Петербургской митрополии, батюшка Иоанн является образцом священно­служителя, примером того, как здесь, на земле, исполнять свой прямой долг служения Богу и людям, как достойно и правед­но пройти данный Богом отрезок земного пути. Я всегда искал в своей жизни наставников. Искал пример того, как надо само­отверженно, не оглядываясь вокруг, не смущаясь настоящим житейским положением и не боясь того, что диктуют силь­ные мира сего, взяв крест Христов как орудие правды Божией, служить и призывать обманутый народ к Богу, молитве, покаянию. Таким ярким светочем, таким примером и наставником в трудное и страшное время безбожного коммунистического гонения на верующих людей был для меня отец Иоанн Кронштадтский».

Кроме того, батюшка черпал силу и мужество беспредельного служения вере христианской в житии святителя Василия Великого. Нам, - отмечает автор, - не случайно даются имена при рождении. Так, святитель Василий Великий придавал особое значение Духу Святому, ведь только стяжавший Его награждается Богом даром видения сокро­венного, даром молитвы, даром глубочайшего понимания таинств Церкви. Символично и то, что батюшка родился в день памяти столпника Нила Столобенского. Столпничество — это один из самых сложных духовных подвигов, крайняя степень аскетиз­ма, пожизненное стояние перед лицом Божиим и постоянное пребывание на виду. Служение отца Василия, по словам автора, — это более чем шестидесятилетнее стояние перед Богом и людьми. Ведь до са­мых последних дней, будучи совершенно больным, он продол­жал служить, исповедовал и принимал сотни людей. Батюшка щедро изливал на них благодать, данную ему Богом как высо­чайшую награду за его труды.

К слову сказать, именно жертвен­ность служения отца Василия запомнилась многим. Православный священник Георгий Тиммер, голландец по происхождению, духовное чадо и ученик батюшки, обучаясь в духовной академии, несколь­ко лет служил в Серафимовском храме. Он пишет о своем ду­ховнике: «И я видел, как он себя отдает, все раньше и раньше приходя на службу. В пять, в полшестого он уже бывал здесь, в храме, и люди тоже его ждали. Они смотрят, как он ревно­стен к Богу, вот и они так же. И это самое главное, что он мне передал как священнику, — эту ревность. Потому что он был великий пример терпения, великий пример служения Богу и любви к людям. Он бы никогда не вешал замок на храм, что вот сегодня нет службы, сегодня я не принимаю. Он всегда принимал, до самого последнего. Даже когда он уже падал несколько раз в храме». Но, как свидетельствует автор, далеко не все желали добра отцу Василию, ему завидова­ли, а некоторые даже откровенно ненавидели его. Батюшку об­виняли в том, что он не так служит, не так пишет, не так ведет себя с паствой... На него писали доносы, клеветали. Он все это видел и терпел, он даже приближал таких людей к себе, наде­ясь, что они все-таки поймут что-то, что будут и плоды покая­ния, и духовные плоды.

Протоиерей Василий Ермаков почил о Господе 3 февраля 2017 года в день празднования иконы Богородицы «Отрада» или «Утешение». Батюшка, по словам автора, всегда считал Богоматерь своей Хранительницей и Заступницей – не раз Она спасала его. Третье февраля – это и день памяти прп. Максима Грека, известного просветителя, публициста, пострадавшего за свои убеждения при Василии Третьем. Святой Максим Грек, как и отец Василий, был яростным защитником православного государства. «Сегодня каждый из нас понимает, человеком какой великой духовной силы был наш родной батюшка, - вспоминает о старце один из его духовных детей. - Я бы хотел повторить слова священника, профессора Андрея Половинкина, в которых он сказал, что Святая Русь опирается на право­славных людей, которые несут в себе неистощимый источник доброты, любви и тихой радости. Я уверен, что каждый из нас понимает с радостью, тихой радостью в душе, что наш родной батюшка олицетворял и ныне, и присно и во веки веков будет олицетворять человека Святой Руси».

 

*** По словам Ирины Корниловой, «отец Василий всегда говорил о себе, что он не старец, а просто народный батюшка, проживший долгую жизнь, но люди шли к нему как к старцу... Его старческое служение — это не только духовное окормление тысяч и тысяч людей, но и неустанная деятельность на благо России. Самое главное в его пастырском слове — это трезвая оценка нашей истории и современности. Мы уверены, - говорит автор, - что духовное наследие протоиерея Василия Ермакова сейчас как ни­когда необходимо русским людям: оно поможет многим обре­сти веру в Бога и любовь к Отечеству». Частично это духовное наследие представлено и на страницах этой книги, составленной по материалам биографии и проповедей известного петербургского священника, а также воспоминаний о нем.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать