Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Время не ждет. Материалы к жизнеописанию и духовному наследию протоиерея Василия Ермакова.
Двадцатого декабря 1927 года, ровно 90 лет назад, в одном из самых древних и красивых городов Орловщины, Болхове, родился мальчик Василий Ермаков, ставший впоследствии одним из самых известных петербургских священников недавнего прошлого. Судьба отца Василия неразрывно связана с трагической судьбой России XX века. Гонения на Церковь и верующих, война, голод, концлагеря... Все это прошло перед его глазами, все это он пережил. Однако страшные испытания не сломили будущего пастыря, а раз и навсегда убедили его в том, что для человека есть только один истинный путь — к Богу. Об этом пути самого батюшки и рассказывает книга Ирины Корниловой, которая вышла в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «Время не ждет. Материалы к жизнеописанию и духовному наследию протоиерея Василия Ермакова». ***
Книга Ирины Корниловой, в которой рассказывается о жизни удивительного человека, протоиерея Василия Ермакова, составлена по материалам биографии и проповедей известного петербургского священника, произнесенных им в разные годы, начиная с 1996 года и заканчивая его последней проповедью, произнесенной двадцать первого января 2007 года, за несколько дней до его кончины. Также в книге собраны свидетельства современников, воспоминания духовных чад о батюшке и статьи о людях, в разные годы имевших отношение к судьбе отца Василия – это и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, бывший другом батюшки на протяжении многих лет, это и прп. Серафим Вырицкий, благословивший студента Василия идти по пути духовной жизни, это и митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), бывший настоящим отцом для семинаристов духовной школы на Неве и во многом определивший судьбу будущего пастыря. И многие другие.
По словам автора, жизнь настоятеля храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, митрофорного протоиерея Василия Ермакова уникальна тем, что он в двадцатом веке вместе с народом прошел четыре тяжелейших периода в истории Русской Православной Церкви: довоенное время — время уничтожения Церкви, геноцид русского народа. Великую Отечественную войну — изменение политики государства по отношению к Церкви, послабление со стороны властей, подъем веры в народе. Послевоенные годы — новые гонения на Церковь, когда требовалось огромное мужество и немалые дипломатические способности, чтобы сохранить Церковь. Время после начала девяностых годов — прекращение гонений на Церковь со стороны государства, начало возрождения церковной жизни, но вместе с тем и начало хитрого, «хитрющего», как говорил батюшка, духовного уничтожения Православной Церкви и России.
Как рассказывает автор, протоиерей Василий Ермаков шестьдесят лет прослужил в Петербурге, самом европейском городе России, стал его известнейшим священником. Но, по словам самого батюшки, он остался все тем же болховчанином, а Петербург — это место его служения Богу. Отец Василий любил землю и простых людей. Не было года, чтобы он не ездил в Болхов. Батюшка мечтал хоть немного отдохнуть — пожить в родном доме в тишине, без телефонных звонков, походить в лес, на реку. Он черпал свои силы от родной земли, говорил: «Корзинку на плечо — и вперед. Смотришь на небо, и Бог подсказывает, как понимать людей, их страдания, крестный путь». До сих пор петербуржцы и болховчане ревностно относятся к вопросу: «Чей батюшка?» Особенно сильно это почувствовалось, когда встал вопрос, где его хоронить: в Болхове или в Петербурге. Ведь для питерцев отец Василий — петербургский, а для болховчан — болховский. Думается, - пишет автор, - что все-таки правы первые, так как именно Петербург Господь избрал ему местом служения.
Отец Василий начал свой пастырский путь тогда, когда после почти сорокалетнего коммунистического насилия Россия осталась на краю духовной пропасти. Однако, вопреки всему, город на Неве сумел сохранить веру. Ни в одном городе России во время войны и после не было, по мнению автора, такого религиозного подъема, как в Ленинграде, перенесшем нечеловеческие страдания в блокаду. Город апостола Петра стал хранителем русской культуры и искусства, традиций духовного образования. Что важно, его духовные школы всегда были непримиримы к религиозным сектам и лжеучениям. Отец Василий был поставлен служить в Ленинграде, потому что «время, — как он сам говорил, — не ждет». Именно здесь он достиг такой духовной высоты, что стал служить Отечеству как пастырь и государственник. И конечно, отцу Василию было очень важно, чтобы его дело было продолжено.
О священстве будущий пастырь, а тогда студент Василий Ермаков, стал думать на втором курсе семинарии. Ему были близки именно народные пастыри, а в ленинградских храмах он видел, что никто с народом не беседует, да и проповеди, по его словам, были осторожные. Уже тогда святой Иоанн Кронштадтский, первый русский священник, прославленный в лике святых именно за священническое служение, стал для Василия примером. В конце своих дней батюшка писал об отце Иоанне: «Это имя, которое я несу через всю свою жизнь. Для меня, старейшего священника Петербургской митрополии, батюшка Иоанн является образцом священнослужителя, примером того, как здесь, на земле, исполнять свой прямой долг служения Богу и людям, как достойно и праведно пройти данный Богом отрезок земного пути. Я всегда искал в своей жизни наставников. Искал пример того, как надо самоотверженно, не оглядываясь вокруг, не смущаясь настоящим житейским положением и не боясь того, что диктуют сильные мира сего, взяв крест Христов как орудие правды Божией, служить и призывать обманутый народ к Богу, молитве, покаянию. Таким ярким светочем, таким примером и наставником в трудное и страшное время безбожного коммунистического гонения на верующих людей был для меня отец Иоанн Кронштадтский».
Кроме того, батюшка черпал силу и мужество беспредельного служения вере христианской в житии святителя Василия Великого. Нам, - отмечает автор, - не случайно даются имена при рождении. Так, святитель Василий Великий придавал особое значение Духу Святому, ведь только стяжавший Его награждается Богом даром видения сокровенного, даром молитвы, даром глубочайшего понимания таинств Церкви. Символично и то, что батюшка родился в день памяти столпника Нила Столобенского. Столпничество — это один из самых сложных духовных подвигов, крайняя степень аскетизма, пожизненное стояние перед лицом Божиим и постоянное пребывание на виду. Служение отца Василия, по словам автора, — это более чем шестидесятилетнее стояние перед Богом и людьми. Ведь до самых последних дней, будучи совершенно больным, он продолжал служить, исповедовал и принимал сотни людей. Батюшка щедро изливал на них благодать, данную ему Богом как высочайшую награду за его труды.
К слову сказать, именно жертвенность служения отца Василия запомнилась многим. Православный священник Георгий Тиммер, голландец по происхождению, духовное чадо и ученик батюшки, обучаясь в духовной академии, несколько лет служил в Серафимовском храме. Он пишет о своем духовнике: «И я видел, как он себя отдает, все раньше и раньше приходя на службу. В пять, в полшестого он уже бывал здесь, в храме, и люди тоже его ждали. Они смотрят, как он ревностен к Богу, вот и они так же. И это самое главное, что он мне передал как священнику, — эту ревность. Потому что он был великий пример терпения, великий пример служения Богу и любви к людям. Он бы никогда не вешал замок на храм, что вот сегодня нет службы, сегодня я не принимаю. Он всегда принимал, до самого последнего. Даже когда он уже падал несколько раз в храме». Но, как свидетельствует автор, далеко не все желали добра отцу Василию, ему завидовали, а некоторые даже откровенно ненавидели его. Батюшку обвиняли в том, что он не так служит, не так пишет, не так ведет себя с паствой... На него писали доносы, клеветали. Он все это видел и терпел, он даже приближал таких людей к себе, надеясь, что они все-таки поймут что-то, что будут и плоды покаяния, и духовные плоды.
Протоиерей Василий Ермаков почил о Господе 3 февраля 2017 года в день празднования иконы Богородицы «Отрада» или «Утешение». Батюшка, по словам автора, всегда считал Богоматерь своей Хранительницей и Заступницей – не раз Она спасала его. Третье февраля – это и день памяти прп. Максима Грека, известного просветителя, публициста, пострадавшего за свои убеждения при Василии Третьем. Святой Максим Грек, как и отец Василий, был яростным защитником православного государства. «Сегодня каждый из нас понимает, человеком какой великой духовной силы был наш родной батюшка, - вспоминает о старце один из его духовных детей. - Я бы хотел повторить слова священника, профессора Андрея Половинкина, в которых он сказал, что Святая Русь опирается на православных людей, которые несут в себе неистощимый источник доброты, любви и тихой радости. Я уверен, что каждый из нас понимает с радостью, тихой радостью в душе, что наш родной батюшка олицетворял и ныне, и присно и во веки веков будет олицетворять человека Святой Руси».
*** По словам Ирины Корниловой, «отец Василий всегда говорил о себе, что он не старец, а просто народный батюшка, проживший долгую жизнь, но люди шли к нему как к старцу... Его старческое служение — это не только духовное окормление тысяч и тысяч людей, но и неустанная деятельность на благо России. Самое главное в его пастырском слове — это трезвая оценка нашей истории и современности. Мы уверены, - говорит автор, - что духовное наследие протоиерея Василия Ермакова сейчас как никогда необходимо русским людям: оно поможет многим обрести веру в Бога и любовь к Отечеству». Частично это духовное наследие представлено и на страницах этой книги, составленной по материалам биографии и проповедей известного петербургского священника, а также воспоминаний о нем.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Читаем Апостол. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!