Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Шульчева-Джарман. Два воробья, оцененные медью.
«Christiana sum — первое, что говорит о себе Ольга Шульчева-Джарман. Христианином человек называет себя сам, звание поэта ему дают другие. Что происходит, когда оба эти призвания, каждое из которых подлинно, сливаются воедино? Когда рабочий материал поэта — слово, целиком отдается служению Слову, когда вся поэзия обращается в слух, настроенный лишь на Него, на Бога? Когда жизнь, до краев наполненная верой во Христа, соединяется с искусством стихосложения? О чем тогда поведет речь это «священное ремесло»?» Узнать это можно, открыв сборник стихов Ольги Шульчевой-Джарман, который вышел в свет в Издательстве Русская неделя. Он называется – «Два воробья, оцененные медью». ***
О себе автор стихов, Ольга Александровна Шульчева-Джарман, пишет: «Христианка. Врач. Исследователь. Пишу стихи и прозу. Верю во Христа с тех пор, как себя помню. Любовь моей бабушки Надежды явила мне Его еще в детстве. Царствие ей Небесное! Родилась в 1975 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде), детство провела в Латвии. В 1998 закончила Педиатрический институт, врач, фтизиатр и рентгенолог, кандидат медицинских наук, также преподаю историю медицины. В отроческие годы читала и пела на клиросе в церкви, тогда же открыла все богатство богослужебной поэзии. Размышления над страницами Октоиха и Триодей сложилось со временем в стихи. С 2002 моя жизнь неразрывно и навсегда связана не только с Россией и Санкт-Петербургом, но и Британскими островами...»
Врач, историк медицины, пишущий статьи и выступающий с лекциями, хозяйка в доме.... Помимо всего этого, Ольга Шульчева-Джарман — талантливый поэт и при этом, что встречается куда реже, замечательный прозаик. О своем литературном творчестве она рассказывает следующее: «В шесть лет написала героический рассказ, о том, как олимпийский Мишка спасал кого-то, попавшего в беду (у меня была любимая игрушка такая, да и Олимпиада 1980-го года пришлась на лето, в которое мне исполнилось пять лет). Потом тоже писала, в школе, начала фантастическую повесть, потом забросила, а потом, уже к тридцати годам, вернулась к сюжету, и теперь богословская повесть-фэнтези «Жеребята» закончена и выложена мною в сети. Что касается исторической повести, то, как и интерес к истории медицины, это пришло позже. Меня заинтересовал подвиг античных врачей-христиан, и в частности, личность св. Кесария, который, на мой взгляд, незаслуженно забыт. О нем у меня есть небольшой очерк «Сорок первый севастиец» и он же — главный герой повести «Врач из Вифинии»».
Если говорить о поэзии Ольги Александровны, то как отмечает священник Владимир Зелинский, она «светла и душевно активна, иногда в ее ритм вплетается словесная плотность Марины Цветаевой, но ее напряженность — целиком от пред-стояния, от встречи с Тем, Кто был явлен ей еще в детстве и остался с ней навсегда. Совсем непросто, - говорит отец Владимир, - перенести детский опыт во взрослую жизнь, раскрыть его и осмыслить, найти для него поэтическую оправу и речь. В стихах Ольги Шульчевой-Джарман, на мой взгляд, достигается органическое слияние детского (т.е. наивного, не рефлексируемого, принимаемого интуитивно) опыта со взрослым, твердым, радостным, верующим словом. Ее поэзия подобна признанию в разделенной любви, и предмет ее — Жизнь, Надежда, Судья всему, Жених всякой души, Бывший прежде, чем Авраам. Узнаваемый и в преломлении хлеба, и в песнопении изумленной твари.
Содержание ее стихов — открытие Бога здесь и теперь в Его славе, в Его святых, в Его поющей свирели. Вот, к примеру, послушайте:
Изумленная планета — Бога Слова колыбель.
Песен Нового Завета все слышней звучит свирель.
Ветхо то, что было прежде. Нестареющая новь,
исполнение надежды — победившая любовь.
Пыль взметают в воздух ветры там, где были города —
песни Нового Завета не ветшают никогда.
Для того лишь, кто не алчет, их напев неуловим,
кто, услышав их, не плачет и не радуется им.
Подобное ощущение близости Бога, по словам отца Владимира, «более подлинно, чем полнее оно пропитано детством, почти с младенчеством души, которое вдруг открывает, что Бог рядом, что Искупитель мой жив, и Он — с нами и здесь. С нами — и так близко, словно не было этих двадцати грузных веков, когда благовестие стало привычным, историческим, национальным, уложенным в «предания старцев».
Если мы вправе говорить о поэзии Благой Вести, чья доброта или красота выявляет себя и в слове, в его крепости, точности, удивленности, глубине, то мы найдем ее в этой книге. «Радостью исполнил еси вся, Пришедший спасти мир», — гласит молитва священника перед началом Литургии. Именно о такой радости о Боге, по мнению отца Владимира, говорят стихи этой книги, лишенной при этом всякой слащавости или наигрыша. Это поэзия, которая проповедует чудо длящейся встречи, не впадая при этом в назидание или подражание, но даруя это чудо читателю. Встреча может произойти в каждом человеке, однажды открывшем и узнавшем Христа, но всякая душа — это новое время и новое личное открытие Бога. И хотя Ольга узнала Его с первых дней жизни, она вновь и вновь выходит Ему навстречу. Не откладывает в сторону, не поворачивается спиной, чтобы заняться своими частными душевными, пусть даже вполне поэтическими делами, но стоит прямо лицом к Лицу. Словно хочет вложить себя в приношение...
И все — от Него, и в Нем, и к Нему,
кто — Странник, как Мелхиседек,
и был осужден, и — Судья всему,
был мертв, и — живой вовек.
В тот день Он не спросит его ни о чем.
От смерти — на дланях след.
И белый камень, и имя на нем,
И тихий, радостный свет.
Как говорится в книге, «имя на белом камне, по словам Апокалипсиса, дает Господь. Мы не знаем его. Но есть видимые нити, которые протягиваются к тайне этого имени, одна из самых прочных, но и самых хрупких — надежда. Поэта Шарля Пеги, когда-то написавшего гимн надежде, она удивляла больше, чем вера, ибо вера видима во всем, что Богом сотворено, а для надежды не находим опоры. Но мы носим ее в себе, ее бережем, за нее отвечаем. «Надежда, что будет — после, что рядом со мной и возле, что после звезд остается, когда и они сгорят...» Она забрасывает нас в неведомое, вырывая из темноты и обнажая свет, который в тебе...
Песнь о Надежде, по мнению отца Владимира, одно из самых покоряющих стихотворений автора, как по убедительности сказанного, так по строению стиха, который сам начинает петь и передает свой ритм читателю.
Ты видел мою надежду — иную, чем все, что прежде?
Когда разверзлись все бездны, и нечего больше ждать?
Над твердью неба отверстой до пропастей неизвестных,
Где луч не найдет себе места — она не устанет сиять.
Стоит, не боясь ущелий, словно дитя на качелях,
На крепко пробитом древе — сильнее глубоких рек.
Не рушится в бездну ночи, то — светлой воды источник,
Что льется, зовет немолчно из сердца, из-под ребра.
Среди темноты полночной — стопами на древе, прочно.
...что будет, не знаю точно, лишь знаю: увижу — я.
Стихосложение, как одно из словесных человеческих ремесел, не обязано звать нас к вере, ни учить нас вероисповедальной истине, ни даже раскрывать ту радость, надежду, изумление, которые внесла в мир вера во Христа. Оно свободно, часто говорят, что у него иные задачи. Но в книге Ольги Шульчевой-Джарман, — повторяет отец Владимир, я сталкиваюсь с этим впервые, ее самоопределение — Cristiana sum — становится истоком поэзии. Причем, поэзии во всех смыслах сильной и подлинной, текущей от реки воды живой. Так, Ольга Александровна пишет:
Пение мое — Богу, от весенних чистых холмов.
Освежили ливни дорогу, впереди не видно домов.
Пение мое — Спасу, И трещит кузнечик в кустах.
В эти дни к полночному часу не темнеет в наших местах.
И легко идти без поклажи мимо зарастающих рвов...
Пение Тебе, Блаже — больше не хочу ничего.
С облетелой веткою вровень горы наметет снегопад...
Не покинь меня, Слове, у сырых бессолнечных врат.
*** Сборник стихов Ольги Шульчевой-Джарман называет на «Ты» Того, Кто хочет быть узнанным в Его следах, в Его птицах, в тех именах, явных или тайных, которые Он нам дает. Стихи Ольги находят и называют Его повсюду. Она, по мнению священника Владимира Зелинского, единственный русский поэт, из тех, в ком мастерство сложения стихов и «пение» каждый день заново открываемой веры не обособились друг от друга, не разделились на литературу и религию. Ее поэзия — не «служанка серафима» (как у Мандельштама), но ученица Марии, «присевшей у ног Христа». Ее рассказ не станет каким-то священным текстом, скорее он покажется исповедью, когда от избытка сердца глаголят уста.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Москва. VIII фестиваль «Молодые таланты Отечества»
Каменск-Уральский. Фестиваль русского народного творчества «Праздник деревянной ложки»
Алма-Ата. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Целительница»
Санкт-Петербург. XVI Студенческая конференция СПбДА
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!