Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Составитель Анна Маркова. Святитель Николай Сербский.
«В конце 19 века к одному из епископов маленькой тогда Сербии привели мальчика, чтобы владыка направил его учиться в духовную семинарию. «А зачем нам он? — сказал владыка, посмотрев на мальчика. — Зачем направлять этого болезненного ребенка? Он там не выдержит, умрет, и мы впустую потратим деньги». Но, заметив, сколь велика у мальчика жажда к учебе, епископ все же направил его в семинарию. … Невзрачный мальчик, такой болезненный, стал великим учителем Церкви, проповедником православной веры, мудрым пастырем, духовным вождем сербов, столпом своего Отечества, апостолом Православия в дальних странах». Так о святителе Николае Сербском писал другой святой 20 века – святитель Иоанн (Максимович). А подробнее о жизни и почитании сербского архипастыря и Златоуста рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Благовест и называется – «Святитель Николай Сербский». ***
Данный агиографический сборник посвящен личности и наследию святителя Николая Сербского (Велимировича). Он включает в себя жизнеописание святого отца, выборку поучений из различных его богословских трудов, рассказ о святых мощах и почитании святителя Николая, а также о местах и святых обителях, связанных с жизнедеятельностью свт. Николая Сербского. В приложения вошли рассказы о святителе Николае очевидцев, лично знавших его, и тропарь подвижнику. В предисловии автор-составитель книги Анна Маркова пишет: «Святитель Николай Сербский — один из величайших представителей сербского народа. В Сербии его почитают наравне со святым Саввой — первым Предстоятелем автокефальной Сербской Церкви. Называют его «сербским Златоустом», как автора многочисленных творений, которые воистину могут быть названы святоотеческими».
Как отмечает автор-составитель, «жизнь Сербского святителя сама по себе весьма поучительна». Будучи старшим ребенком в бедной крестьянской семье, Никола Велимирович выказал необычайную тягу к знаниям и получил блестящее европейское образование. По словам святителя Иоанна (Максимовича), «Юный Велимирович, возрастая телом, еще более возрастал духом. Как губка впитывает в себя воду, так он впитывал науки. Не в одной, во многих школах был он слушателем и учеником. Сербия, Россия, Англия, Германия и Швейцария видели его на своих просторах как пчелу, собирающую мед. Он стремился не только много знать, но постичь Истину. Крепкий в вере православной, он стремился и умом постичь то, что дает вера».
«В истине веры», - как говорит святитель Иоанн, - Никола «не сомневался, но стремился ум свой освятить Истиной, чтобы ей послужить умом, сердцем и волей. Он развивал свой ум, чтобы плодами его напитать не только себя, но и других. Насколько возрастал он умом, настолько возрастал и духом. Постепенно исчезали его человеческие слабости, формировался духовный великан, светлый и умом, и жизнью. Ему, подобно святому Григорию Богослову, «яко глубины Духа изыскавши, и доброты вещания приложишася». Постоянно размышляя о высоком, он черпал мудрость отовсюду: из науки, из природы, из событий повседневной жизни, но более всего просвещал душу светом божественным, питая ее Священным Писанием и молитвой».
Как пишет Анна Маркова, «перед талантливым юношей открывалось множество путей — по своим дарованиям он мог поступить в любое учебное заведение, как гуманитарное, так и техническое, что в будущем давало надежду на успех и карьеру. Но Никола Велимирович стремился не к карьере и житейскому благополучию, он мечтал о служении — Богу и родине. Поэтому первоначальный его выбор пал на военное училище — Никола хотел стать офицером, чтобы впоследствии «душу положить за други своя». Но Бог судил ему иное; тяжело заболев, он дает Богу обет: по выздоровлении принять монашеский постриг. И выздоравливает. А через некоторое время с именем Николай встает в ряды воинства духовного.
Его монашество, по словам автора-составителя, проходило не в тишине кельи, но за богословской кафедрой, на полях сражений, на трибуне оратора и дипломата. При этом он ни разу не позволил себе увлечься мирской суетой, среди всех соблазнов оставаясь аскетом и подвижником. Когда Господь призвал его к архиерейскому сану, он принял его как возможность наибольшего служения ближним. Пребывая на архиерейских кафедрах, святитель Николай заботился о монастырях, создавал сиротские приюты, защищал народ от чиновничьего произвола». Как свидетельствует о нем святитель Иоанн, «он учил своим примером и словом, в любом месте и в любое время, независимо от того, с одним ли человеком разговаривал или обращался к тысячам людей. Когда заранее было известно, что проповедует Владыка Николай, в большом множестве собирались набожные и маловерные, ученые и не очень грамотные, старые и молодые, профессора и учащиеся — для всех полезны были его слова».
Служение Богу и ближним святитель Николай не отделял от служения своей стране — еще будучи иеромонахом он ездил с дипломатическими миссиями, а став архиереем, превратился одновременно и в значимого политического деятеля. Он выступал за сохранение традиций и против создания Югославии. Во многом благодаря ему, были сорваны ратификация конкордата с Ватиканом и пакта с гитлеровской Германией. Расплата за это не заставила себя ждать: во время оккупации Югославии он сразу же был посажен под арест, а затем, несколько лет спустя, отправлен в концентрационный лагерь Дохау. Там он, по собственным словам, пережил минуты высочайшего духовного подъема. В лагере владыкой Николаем была написана книга «Сквозь тюремную решетку», в которой он призывал христиан к покаянию, размышлял о том, за что Бог попустил людям столь страшные бедствия.
После освобождения из лагеря святитель, будучи пламенным патриотом, вынужден был отказаться от возвращения на родину. Последнее десятилетие его жизни прошло вдали от Сербии. Но и оказавшись в таком положении, владыка Николай не терял присутствия духа — он выступал с лекциями и преподавал в богословских учебных заведениях. Последние свои годы он провел в русском Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Канаане, в Пенсильвании. Все свободное время владыка Николай посвящал научным и литературным трудам, которые представляют собой самую выдающуюся и богатую сторону его деятельности во время пребывания в Америке. Именно здесь лучше всего проявились данные ему от Бога таланты: широта знаний, ученость и трудолюбие. Он писал много, постоянно и по различным вопросам. Его перо не знало отдыха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. Богословские труды святителя, снискавшие ему мировую славу, весьма обширны и имеют огромное духовное значение.
Земной путь святителя Николая Сербского окончился в воскресное утро 18 марта 1956 года. За день до своего упокоения он отслужил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Таин. Из монастыря святителя Тихона тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле и 27 марта похоронено около алтаря храма в присутствии большого количества сербов и других православных верующих из всех уголков Америки. В Сербии известием о кончине владыки Николая во многих церквях и монастырях звонили колокола и служились поминовения. Почитание владыки Николая как святого началось практически сразу по его кончине. В Леличе, куда по прошествии почти 30 лет были перенесены его мощи, ежегодно совершались массовые поминовения святителя. Инициатором совершения ежегодного парастаса по владыке Николаю стал иеромонах, впоследствии преподобный Иустин (Попович) из Челийского монастыря, проповедовавший о значении святителя и для сербского народа, и для всей Православной Церкви.
*** Как отмечает автор-составитель, «святитель Николай Сербский был подвижником и паломником. За свою жизнь он побывал во многих святых местах. Однако были места, по-особому связанные с жизнью святителя. Это Вознесенский монастырь в Жиче, о котором святитель имел особое попечение. Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан, где прошли последние годы жизни святителя, и монастырь во имя Николая Чудотворца в Леличе, храм в котором был построен святителем и где сейчас почивают его мощи». Об этих святых обителях, связанных с жизнью свт. Николая Сербского, о его трудах на благо Церкви и православного народа, и о многом другом рассказывает эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!