У книжной полки. 19 февраля

19 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Молитвы и покаяния учителю изрядный». Полное жизнеописание свт. Игнатия (Брянчанинова).

 

Сегодня в нашей программе представлена книга, которая содержит полный текст рукописи жития святите­ля Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Чер­номорского, составленного его близкими учениками. Жизнеописание святителя было издано в I томе его творений в настолько сокращенном виде, что настоящее издание — книга совершенно другая и по-своему уникальная. Это хорошо становится видно при сравнении того, что было в житии изначально и что осталось. Читая это глубоко назидательное повествование, уверяешься в его отличии от ранних изданий, открывая в нем многие ранее неизвестные черты жизни и духовного облика святого. Впервые публикация полного текста рукописи осуществлена только в начале нашего столетия. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ее новое издание. «Молитвы и покаяния учителю изрядный» − так названа книга, о которой пойдет речь далее в нашей программе. ***

В настоящем издании Жизнеописания содержатся живые свидетельства людей, близко знавших Владыку, его младшего брата Петра Александровича Брянчанинова, преданного друга и со-молитвенника святителя схимонаха Михаила (Чихачева), ближайших учеников старца, а также личные свидетельства владыки о себе самом. Оно раскрывает нам подлинный духовный облик святителя Игнатия как неуклонного и самоотверженного делателя Христовых заповедей, сочетавшего в себе высокую образованность и духовную опытность. Мы видим перед собой деятельного, талантливого администратора, и в тоже время глубокого делателя покаяния и молитвы.

Родился будущий святитель 6 февраля (ст.ст) 1807 года в родовом имении отца − селе Покровском, Грязовецкого уезда Вологодской губернии, в семье потомственных дворян Брянчаниновых. Родители его Александр Семенович и София Афанасьевна в начале супружества потеряли двоих детей еще в младенчестве, и потом долго пребывали бездетными. В глубокой печали они обратились к помощи Небесной, предприняв паломничество по окрестным святым местам. Благочестивое предприятие увенчалось успехом, и вскоре у них родился сын, названный Димитрием в честь Вологодского чудотворца преподобного Димитрия Прилуцкого. Промыслом Божиим было устроено, чтобы рожденный после неплодства первенец, испрошенный молитвой, впоследствии сделался ее ревностным делателем и опытным наставником.

Будущий инок еще с детства полюбил уединение, и в последствии это сказалось в нем безотчетным влечением к иночеству и к его высоким идеалам. Отрок так усердно упражнялся в молитве, что когда ему было пятнадцать лет «…несказанная тишина возвеяла в уме и сердце моем», - вспоминает Владыка. Своими качествами он вызывал со стороны младших братьев и сестер не только уважение, но даже благоговение. Все они сознавали главенство Димитрия, вследствие его особого, высшего склада ума и нравственного превосходства. Но, несмотря на это, он никогда не превозносился, был скромен, молчалив, со всеми доброжелателен. Когда Димитрию Александровичу шел шестнадцатый год, отец повез его в Санкт-Петербург для определения в Главное инженерное училище, где он блистательно сдал вступительный экзамен. Благообразная наружность и отличная подготовка в науках обратили на юношу особенное внимание генерал-инспектора инженеров Его высочества Николая Павловича, будущего императора Николая I.

Редкие умственные способности и нравственные качества Димитрия привлекали к нему, как учащихся, так и преподавателей училища, и все они отдавали ему явное предпочтение. Своими личными достоинствами Димитрий Александрович имел успех в светском обществе и в литературных кругах столицы. И вот, казалось всё располагало к его дальнейшей успешной карьере, но совсем не того желала душа будущего святителя. Вот как пишет он об этом времени: «Охладело сердце к миру, к его служениям, к его великому, к его сладостному! Я решился оставить мир, жизнь земную посвятить для познания Христа, для усвоения Христу». Такому решению способствовало и его знакомство со старцем Леонидом (Наголкиным), будущим Оптинским старцем Львом, пребывавшем в то время в Александро-Невском монастыре Санкт-Петербурга: «Сердце вырвал у меня отец Леонид; теперь решено: прошусь в отставку и последую старцу, ему предамся всею душою и буду искать единственно спасения души», - делился он со своим другом Михаилом Чихачевым.

 

5.Но на этом пути юного подвижника ожидали препятствия, для преодоления которых требовалось большое мужество: не только родители были против такого решения, но и сам император был против его отставки. Однако решимость Димитрия Александровича была так тверда, что ничто не могло изменить его намерения: «…был голос, голос в сердце, думаю, голос совести или, может быть, ангела-хранителя, сказывавшего мне волю Божию… Он говорил мне: «Это сделать — твой долг, долг непременный!». И как только Димитрий дожидается желанной отставки, он направляется в Александро-Свирский монастырь к отцу Леониду. Тогда ему шел 21-й год. «Вступил я в монастырь, как кидается изумленный, закрыв глаза и отложив размышление, в огонь или пучину; как кидается воин, увлекаемый сердцем, в сечу кровавую, на явную смерть». Между тем здоровье его сильно ослабло, но деятельное познание христианства, так было сильно, что он не только не заботился о восстановлении своего здоровья, но желал принести его в жертву, лишь бы выкупить ему то село, на котором скрыто …духовное сокровище.

Как много дано было от Бога будущему святителю различных дарований, так же много было попущено и скорбей. Человек менее ценит дар, если он получает его безтрудно, поэтому, чтобы душа получила правильное устроение, ей надо пройти сквозь горнило испытаний и уже очищенной выйти из них. И вот новые трудности выпали на долю послушника Димитрия: тяжелые, изнурительные болезни, непонимание его со стороны старца, притязания родителей, скитания. Но в них душа юного подвижника еще более окрепла и возмужала. И наконец настало время, когда его многолетнее желание исполнилось: 28 июня 1831 года преосвященный Стефан, епископ Вологодский самолично постриг Димитрия в мантию в вологодском Воскресенском кафедральном соборе с наречением имени Игнатий, в честь священномученика Игнатия Богоносца. Видя духовную зрелость инока владыка Стефан назначает его строителем Георгиево-Пельшемского Лопотова монастыря. Но здешний болотистый климат губительно сказывается на здоровье, теперь уже игумена Игнатия, и он с другом Михаилом Чихачевым решают искать другое место.

В это время государю Николаю I становится известно, что его воспитанник и любимец Брянчанинов теперь игумен. Он вызывает его к себе и высочайшим указом назначает настоятелем Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга с возведением в сан архимандрита. До прихода нового настоятеля запущенность в материальном, распущенность в нравственном отношении царили здесь во всей силе. Поэтому представительная по образованию личность настоятеля, его аскетическая духовность вполне соответствовали цели, с которой государь назначил архимандрита Игнатия настоятелем этой обители. Передавая свой образ мыслей, вникая в келейную жизнь каждого насельника, настоятель старался пробудить в них любовь к монашескому деланию, и как отец, принимал он каждого и приводил в должное духовное устроение. Уже за короткое время стараниями настоятеля обитель была приведена в цветущий вид. Но здешний климат унес остатки его здоровья и сил. К тому же, как пишет святитель: «здесь поднялись и зашипели зависть, злоречие, клевета; здесь я подвергся тяжким, продолжительным, унизительным наказаниям, без суда, без малейшего исследования». 24 года пробыл архимандрит Игнатий настоятелем Сергиевой пустыни.

27 октября 1857 года состоялась хиротония архимандрита Игнатия во епископа Кавказского и Черноморского. Этот период жизни, связанный с его архиерейским служением на Кавказе почти не освещен в других изданиях. Здесь его неутомимая деятельность по устроению епархии и пастырская забота простирались как на разнородное население порученной ему территории, так и на все учреждения епархии и края. Более всего в этот период поражает его смиренное перенесение скорбей и преодоление трудностей, связанных с полным безразличием как к его личным нуждам, так и нуждам епархии со стороны высшего церковного начальства. Читая жизнеописания святителя Игнатия понимаешь, какой это был редкий человек, как много даров получил он от Бога. Но при всей своей внешней успешности, он всегда оставался строгим к себе, сохранял глубоко покаянный и молитвенный настрой. «Вы захотите знать, неужели в душе моей не таится никакого желания? – Могу удовлетворить ваше любопытство. Я – грешник: жажду покаяния… Покаяния жажду!... Милосердый Господь, утоли мою неутолимую, снедающую меня жажду: даруй мне покаяние!».

Всегдашний глубоко покаянный настрой святителя, однако, не лишал его сил для выполнения своих обязанностей. Напротив, из жизнеописания мы видим, что деятельность его была весьма обширна и плодотворна, несмотря на постоянную болезненность. Будучи наделенным большим умом и знанием душ человеческих он умел глубоко вникнуть в суть всякого поручаемого ему дела, и подобрать для него нужных людей, а потому всегда давал делу нужное направление и развитие, при этом непременно согласуясь с Евангелием и учением святых отцов. Почти в каждом деле ему сопутствовал успех, который был не только плодом его усилий, но, несомненно, и помощи Божией. Вера и преданность Промыслу Божию были в нем настолько велики, что никакие трудности не могли сломить стойкого воина Христова. Обо всем этом вы узнаете из книги «Молитвы и покаяния учителю изрядный».

 

*** «Не знаю, - говорил святитель Игнатий, - какие бури еще предстоят мне, но оглядываюсь назад и чувствую в сердце невольную радость. Видя многие волны, чрез которые переплыла душа моя… радуюсь невольно… – я еще не погиб. По соображению человеческому погибнуть надо бы давно. Уверяюсь, что вел меня странными и трудными стезями непостижимый Промысл Божий; уверяюсь, что Он бдит надо мною и как бы держит меня за руку... Ему отдаюсь! Пусть ведет меня, куда хочет; пусть приводит меня, как хочет, к тихому пристанищу, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». Этими словами святителя Игнатия мы и завершаем нашу программу. Лишь отметим, что множество фактов, вошедших в полное жизнеописание открывают нам, как непрост был жизненный путь святителя, одаренного от Бога различными талантами, которые он сумел возрастить во стократ. Обретенное духовное богатство святой отец изложил в своих драгоценных творениях, интерес к которым непременно возрастет после прочтения данного жизнеописания.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать