Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнева. Архимандрит Серафим (Тяпочкин).
Счастливой супружеской паре Александру Ивановичу и Элеоноре Леонардовне Тяпочкиным Господь дал шестерых детей — трех сыновей и трех дочерей. Родители назвали их Константин, Александр, Мария, Надежда, Елена и Дмитрий. Старший из них - Константин - служил в кадетском корпусе и в 1922 году был расстрелян большевиками. Второй сын, Александр, также погиб в годы революции. Сестры Мария и Елена стали врачами, Надежда — домохозяйкой. Самому младшему, Дмитрию, принявшему монашеский постриг с именем Серафим, Господь судил стать известным старцем и молитвенником. О нем рассказывает новая книга Ольги Рожневой, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии». Она называется – «Архимандрит Серафим (Тяпочкин)». ***
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) — старец и молитвенник, пастырь, у которого окормлялись архиереи и священники, монахи и мирские люди самых разных возрастов и званий. Исповедник, прошедший лагерь и ссылку. Он исцелял страждущих и утешал скорбящих, наставлял на путь спасения, учил молитве и покаянию. Последние годы (а это более 20 лет) старец служил в селе Ракитное Белгородской области. Сюда к нему приезжали люди из Москвы, Ленинграда, Одессы, Ташкента, Запорожья, Херсона, Харькова, Курска, Орла, Закарпатья и других мест. В книге собраны воспоминания о старце, а также его наставления и советы.
Из рассказа, представленного на страницах книги, читатели узнают, что с самого раннего детства Дмитрий Тяпочкин тяготел к духовной жизни. Однажды отец взял его на богослужение, в котором принимали участие воспитанники духовного училища. Здесь у мальчика впервые появилось горячее желание стать священнослужителем. Во время богослужения он увидел икону преподобного Серафима Саровского, которая поразила его. Ребенок сказал отцу в порыве детского вдохновения, что хочет быть таким, как этот святой. С этого дня он стал особенно почитать преподобного Серафима и уже в пять лет прочел житие святого старца. И преподобный Серафим взял мальчика под свое покровительство. А спустя много лет Дмитрий принял монашеский постриг с именем любимого святого. В прошении он написал: «Если не будет с моей стороны нарушением послушания, то дерзаю просить при постриге мне святое имя преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю небесным покровителем».
В семь лет мальчика отдали в духовное училище. В 1911 году он поступил в Холмскую духовную семинарию, которую окончил в 1917 году. Там он совершенно утвердился в стремлении к пастырскому служению. Будучи учащимся семинарии, Дмитрий был серьезен, молчалив, избегал любых праздных разговоров, не участвовал в развлечениях и розыгрышах семинаристов, больше любил читать Евангелие, за что его звали «монахом». Такая настроенность способного, преуспевающего в учебе, глубоко верующего, скромного, склонного к аскетизму юноши не укрылась от внимания ректора семинарии архимандрита Серафима (Остроумова). Он полюбил юношу и оказал влияние на его духовное формирование. Архимандрит Серафим впоследствии стал архиепископом Смоленским и Дорогобужским, принял мученическую кончину и ныне прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.
Как лучший выпускник семинарии, Дмитрий Тяпочкин был направлен стипендиатом в Московскую духовную академию, где проучился до 1919 года, когда академию закрыли. Вернувшись в родной город, Дмитрий познакомился со своей будущей супругой Антониной, и в 1920 они обвенчались. В этом же году он был рукоположен в диакона, а затем во священника. Отец Димитрий начал служение в 1921 году в селе Михайловка Солонянского района в должности благочинного церквей района. Как благочинного его неоднократно арестовывали, но после допросов отпускали со строгим предупреждением. Мягкий, кроткий батюшка на предложения представителей новой власти о закрытии храмов в его благочинии отвечал твердо: «Мой долг не закрывать, а открывать храмы». Мужественный исповедник, отец Димитрий в годы церковных нестроений деятельно отстаивал чистоту православного учения в борьбе с обновленчеством и прочими антицерковными направлениями, так что и годы спустя, заполняя анкеты, на вопрос: «Состоял ли в обновленческом расколе?» — отвечал: «Никогда».
В 1932 году от голода умерли два его сына, а в 1933 скончалась и матушка Антонина. На руках отца Димитрия остались три дочери. В 1941 году священника арестовали. Дали десять лет лагерей. По истечении срока, перед самым освобождением, лагерные власти спросили батюшку: чем он собирается заняться на свободе? Будущий старец ответил: «Я священник, служить намерен», и ретивые власти тут же добавили мужественному исповеднику срок. Он получил еще пять лет ссылки в Красноярский край, на полустанок Денежек возле Игарки. Десять лет лагерей, пять лет ссылки. Постоянные гонения и притеснения от властей — и так до самого конца многотрудной и многоскорбной жизни старца. Но где бы он ни был, в какой бы ситуации ни оказывался, отец Серафим всегда молился и не переставал благодарить Бога.
Так, протоиерей Валерий Бояринцев, знавший отца Серафима с 1969 года, рассказывал: «Будучи в ссылке, отец Серафим усердно молился Богу, причем, как он вспоминал, память его полностью воспроизводила дневной круг богослужения. Господь дал ему такую память. То есть, не имея Часослова, он мог круглосуточно молиться Богу, как этого требовали его сердце и его священнический сан». Когда старца как-то спросили о лагерных скорбях, он ответил: «Чем я лучше других? Что всем было, то и мне. Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпадали на долю православных. Всю свою жизнь я благодарен Богу, что никогда не оставался в стороне от трудностей тех лет».
Из ссылки старец возвратился в 1956 году. Четыре года он служил на разных приходах Запорожской и Днепропетровской области, а в 1960 году стал настоятелем в кафедральном соборе города Днепропетровска. Диакон Димитрий Тяпочкин, внук старца, рассказывал: «После освобождения дедушка какое-то время был настоятелем Днепропетровского кафедрального собора, но на этом месте пробыл недолго — очевидно, потому что его проповеди и сама его личность влекли прихожан к нему. Позднее старики рассказывали мне, что в соборе тогда служили несколько священников. На их фоне дедушка выглядел очень скромно: худой, больной, одет и обут плохо, все латано-перелатано. Жил в домике при соборе. Стол, табуретка, кровать, на стенах несколько бумажных икон, ведро с водой в прихожей — вот и все, что имел…» При первом же удобном случае уполномоченный забрал у батюшки регистрацию и велел в течение двух дней покинуть город.
Отец Димитрий отправился в Москву, где ему помогли восстановить регистрацию, но без права служить в Днепропетровской епархии. В течение месяца старец ночевал на вокзале. Наконец в приемной у патриарха Алексия I он встретился с епископом Курским и Белгородским Леонидом (Поляковым), и тот пригласил старца служить к себе, в Курско-Белгородскую епархию. Здесь старец решил принять монашеский постриг, он имел одно желание — разрешившись от мирских попечений, всецело посвятить себя служению Богу и ближним. В прошении написал: «В постигшем меня вдовстве я уразумел Промысл Божий. Иночество стало моей заветной мечтой, как в годы юности - пастырство. Новые жизненные испытания все более укрепляли мое желание; принять иноческий постриг.
И ныне не только желаю, но и жажду хотя бы в единонадесятый час выйти на делание в иноческом винограднике Церкви Христовой... В назначении меня его Святейшеством в Курскую епархию, земную родину преподобного Серафима Саровского, тоже вижу Промысел Божий». 26 октября 1960 года старец принял монашеский постриг, который был совершен в Курском Сергиево-Казанском соборе, построенном в свое время родителями преподобного Серафима Саровского. В следующем году иеромонах Серафим был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Никольского храма в поселке Ракитном Белгородской области. Здесь он прослужил до конца своих дней и отошел ко Господу 19 апреля 1982 года, на второй день Светлого Христова Воскресения.. Обо всем этом и рассказывает книга, посвященная старцу Серафиму.
*** Архимандрит Кирилл (Павлов) рассказывал о своей встрече с отцом Серафимом: «Это был человек не от мира сего. Если вспомнить слова Христа о Нафанаиле, который пожелал увидеть Его, что это подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47), то этими словами Христа можно сказать и об архимандрите Серафиме. Он не мудрствовал лукаво. Из его уст не исходило никакого пустого слова, не произносилось шуток, и в нем не было лести. Все его слова были наполнены смыслом. Я не заметил, - отмечал отец Кирилл, - и тени неудовольствия или раздражительности в его голосе, он никого не осудил, не выразил какого-либо негодования. Был кроток, скромен и смирен. Что меня больше всего поразило и запомнилось — это его неподдельная любовь, исходящая из глубины его сердца, одинаковая ко всем. В присутствии батюшки все умиротворялось. Да, этот человек был наполнен Божией любовью». Этими словами архимандрита Кирилла (Павлова) мы и закончим наш рассказ об этой книге. Новинки…
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!