Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Старинные рождественские рассказы русских писателей.
«Рождество Твое, Христе Боже наш…»! Вот уже несколько дней этот тропарь поется за богослужением в храме и в кругу семьи во время домашней молитвы. Слова этого песнопения наполняют душу радостью, которою очень хочется поделиться с другими. Так, конечно, было и сто лет назад, и больше. И точно также и наши предки радовались этому главному зимнему Празднику. Они ходили по домам, прославляя Христа, сочиняли стихи, складывали песни. А писатели разных стран и народов делились своими рождественскими наблюдениями и впечатлениями. В советское время многие рассказы и повести, посвященные священному событию рождения Богомладенца, были изъяты из библиотек и не публиковались. Но прошло это время, и сегодня мы вновь обращаемся к произведениям дореволюционной эпохи. Которые, кстати, вот уже несколько лет выходят в свет в издательстве Никея вот в таких замечательных сборниках. Об одном из них – сегодня в нашей программе. ***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию «Старинные рождественские рассказы русских писателей». Интерес к классической литературе не угасает никогда – произведения, написанные в прошлые эпохи, неожиданно современно звучат и сегодня. Чтение классики, по мнения издателей, дарит людям радость приобщения к вечным ценностям, приподнимает над обыденностью, укрепляет в вере, обогащает жизненный опыт. Поэтому книги на рождественскую тематику не только радуют читателей новой встречей с известными авторами, но и помогут совершить новые литературные открытия. В этот сборник вошли рассказы русских писателей-классиков, в том числе и малоизвестных, объединенные темой Рождества и Святок. Во многих произведениях особенно значимым мотивом является утверждение христианских добродетелей.
Авторы собранных в книге рассказов - Василий Немирович-Данченко, Александр Круглов, Николай Лесков, Антон Чехов, Дмитрий Григорович, Николай Гарин-Михайловский, Алексей Будищев, Евгений Поселянин, Валерий Брюсов и другие. Расскажем о некоторых из них. Так, например, открывается этот сборник рассказом известного писателя 19-начала 20 века, Василия Ивановича Немировича-Данченко – «Собака». Это добрая история, повествующая о дружбе и доброй службе старого фельдфебеля и собаки Арапки, прибившейся к русским солдатам во время войны с Турцией за освобождение славян на Балканах. Эта встреча произошла во время рождественской ночи, когда уставшие солдаты расположились на ночлег, и сил не было даже пошевелиться. Не спал только старый фельдфебель, который как любящий отец прежде всего позаботился о каждом солдате.
Вот как об этом пишет автор: «Что это была за Рождественская ночь! Пройдут еще десятки лет, тысячи лиц, встреч и впечатлений мелькнут мимо, следа не оставят, а она все будет предо мною в лунном блеске, в причудливой рамке Балканских вершин, где, казалось, все мы были так близки к Богу и Его кротким звездам… Как теперь помню: лежали мы пластом — усталь так морила, что не хотелось даже близко к костру подвинуться. Фельдфебель последним прилег. Ему пришлось указать места всей роте, проверить солдат, принять приказание от командира». По словам автора, это был уже старый солдат, принадлежащий «к тем, у кого под холодною внешностью бьется горячее сердце. Брови нависли сурово. И глаз не разберешь, а рассмотри их — прямо к нему со своим горем самый ледящий солдатишко доверчиво пойдет. Добрые, добрые они — и светились, и ласкали. Лег он, потянулся… «Ну, слава Богу, теперь для-ради Рождества Христова и отдохнуть можно!» К огню повернулся, трубку вынул, закурил. «Теперь до рассвета — покой…»».
Но, отдохнуть старому солдату не удалось, так как в это время к нему подбежала с лаем собака и потащила его туда, где лежала замершая женщина, прижимавшая к груди какое-то сокровище. Это оказалась маленькая девочка, которую благодаря собаке удалось спасти. Фельдфебель отнес малышку к сестрам милосердия, а собака осталась с ним, и уже до конца своей жизни не покидала боевого товарища. «Благодаря этому чудесному псу, - пишет автор, - было спасено много жизней. Она рыскала по всему полю после боев и громким отрывистым лаем обозначала тех, кому еще могла принести пользу наша помощь. «Тебе бы, по-настоящему, медаль следовало дать», - ласкали ее солдаты. Но животным, - отмечает писатель, - даже самым благородным, дают, к сожалению, медали за породу, а не за подвиги милосердия». Но, ей и не нужны были человеческие награды, наградой для нее была крепкая дружба, которая зародилась в рождественскую ночь.
Такая вот короткая, но очень душевная история, написанная в жанре рождественского рассказа. Еще одно из произведений, вошедших в эту книгу, и о котором хочется рассказать, принадлежит перу Николая Семеновича Лескова. О нем современники говорили, что он «самый русский из русских писателей», который «всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть». Убедиться в этом можно, приступив к чтению его произведений. К примеру, рассказ «Пугало», впервые опубликованный в журнале «Задушевное слово», в 1885 году. До этого, по словам автора, он печатался в другом журнале как «святочный рассказ». В нем Лесков описывает помещичий и крепостной быт тех лет, когда он был ребёнком, любопытным и доверчивым, любящим деревню и простой народ. Наибольшее внимание автор уделяет народным поверьям и легендам, которые ему довелось узнать от местных жителей, и которые немало повлияли на развитие описываемых им событий.
Действие рассказа разворачивается в Кромском уезде Орловской губернии. Главный действующий герой - Селиван, добрый и честный, но нелюдимый мужик, которого суеверные крестьяне окрестили колдуном и разбойником. Долгое время он был «пугалом» для окружающих, для взрослых и детей (в числе которых был и сам Лесков). И только случай, произошедший в рождественский сочельник, раскрыл всем доброту и милосердный нрав этого человека. В заключение автор отмечает, что «каждый, кто называл Селивана "пугалом", в гораздо большей мере сам был для него "пугалом"». Так, «недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения — с другой, — и всем казалось, что все они — враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми». Отдавая произведение в печать, автор отмечал, что «это истинный кромской случай… Рассказ читали с удовольствием и большие и дети…» Теперь и современные читатели могут познакомиться с ним.
Еще один из представленных в сборнике рассказов, называется «Сочельник в русской деревне». Написал его Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, русский писатель и инженер, более известный нам по произведению «Детство Тёмы». Основную часть литературного наследия писателя составляют очерки - ряд художественных произведений, в которых он ярко и красочно описывает реальную жизнь современного ему общества, в частности жизнь бедного человека, которая зачастую сложна и печальна. Об этом он пишет и в рассказе - «Сочельник в русской деревне». «С раннего детства, говорит писатель, - связаны с этим вечером воспоминания тихого семейного кружка, радостей елки, этих светлых радостей, не потерявших и теперь своей прелести и, главным образом потому, вероятно, что источник их - не "я" и не эгоистические инстинкты борьбы за существование, а радость и удовольствие других. Как ни опутывает тебя эта сеть мелких, пошлых дрязг будничной жизни, а в такой вечер все-таки отбросишь их и поживешь другою жизнью. Сердце точно отходит, делается теплее, отзывчивее и сильнее тянет к людям».
Именно в предрождественский вечер, рассказчик, которого «судьба забросила на север», ощутил «обаятельную силу» сочельника в избах простых русских крестьян. Они бедствовали, голодали, болели, умирали, но благодарили Бога, и ждали Христа, Который никого не забудет, и обязательно придет. Придет, как говорила одна старушка, «на землю, к нам, грешным, к убогим, несчастным, к деткам малым, сиротам...». Переходя от избы к избе, герой рассказа отдал страдающим людям, все, что у него было. А покинув последнюю избу, он вышел на улицу, и его охватила рождественская ночь. «Звезды живые, - вспоминает автор, - смотрели на меня. Ночь, рождественская ночь - волновалась живая и охватывала меня своей могучей силой. Я жил одним чувством с необъятной русской деревней: я вместе с ней переживал эту рождественскую ночь».
*** Как обычно, в рамках нашей программы, мы не успели рассказать вам обо всех произведениях, составивших этот сборник. Кроме упомянутых рассказов, вы найдете в ней еще около двадцати историй разных писателей, которыми когда-то скрашивали зимние вечера многие поколения читателей. Стоит отметить, что «настоящие книги не «стареют», не выходят из моды, но становятся с годами лучшими друзьями и надёжными путеводителями по жизни. А книги о Рождестве Христовом – одном из величайших событий в истории человечества – подарят ещё и надежду на то, что этот мир и каждый из живущих в нем (и мы с вами тоже) безмерно любимы Богом и хранимы Им. И без сомнения, в этой серии найдётся подарок для каждого близкого человека, а также станет ценным пополнением семейной библиотеки.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!