Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Свт. Феофан Затворник. Избранные проповеди в дни Великого поста.
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» — такую умилительную молитву слышим мы каждую субботу на всенощном бдении в великопостный период. Её, по словам святителя Феофана Затворника, «влагает нам в уста Святая Церковь, начиная приготовлять нас к Покаянию» задолго до начала Четыредесятницы. Призывают к покаянию и проповеди этого великого учителя Церкви. Тем более что произнесены они святителем Феофаном в дни Великого поста. Как отмечает Владыка, он не раз говорил о значении сих дней, однако не хочет паству свою оставить «без каких-нибудь напоминаний в руководство к спасительному препровождению наступившего времени». И сегодня мы имеем возможность встать в ряды этой паствы и получить спасительное руководство от святителя Феофана благодаря книге, в которой собраны его «Избранные проповеди в дни Великого поста». Проповеди вышли в свет в издательстве Лепта Книга в серии «Путь святости», и заняли свое место на нашей книжной полке. ***
В этом сборнике, по словам издателей, с возможной полнотой представлен опыт святителя Феофана Затворника, великого учителя Русской Церкви, глубочайшего церковного ученого, подлинного аскета и молитвенника. Опыт, который изливается на читателя со страниц в простых, но ясных словах о главном в христианстве: покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин, хранении чистоты и путях богоугождения. Проповеди и поучения, собранные в настоящем издании, произнесены были святителем в различные годы в период от Недели мытаря и фарисея до Великой (Страстной) Субботы включительно и раскрывают важнейшие смыслы различных периодов подготовки и проведения Великого поста, а также событий Страстной седмицы и значения их для православных христиан.
Казалось бы пост только недавно начался, и вроде только вчера мы впервые услышали слова покаянных молитв: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодваче» и «Господи, Владыко живота моего…», а вот мы уже перешагнули через его половину, и даже больше. В прошлое воскресение мы чевствовали и поклонялись Животворящему Кресту Господню. Предлагая нам для поклонения Честный Крест, Святая Церковь хочет, по словам святителя Феофана, «ослабевающих в подвигах поста и самоисправления подкрепить, ревностных воодушевить на большие подвиги и всем внушить мысль и намерение до конца жизни неотступно и непоколебимо шествовать вслед Господа под крестом, который каждым взят на себя в час решимости угождать Господу». Как говорит святитель, нет на свете такого человека, который бы не нес свой крест, но вот дело только в том, что «в числе сих крестов есть и разбойничий крест, на коем тоже распинаются люди». Распознать, Христов крест мы несем или разбойничий, помогает нам святой отец в своих проповедях, сказанных им на Крестопоклонную Неделю.
А сегодня в неделю четвертую Великого поста мы чтим память святого Иоанна Лествичника. Прежде чем рассказать нам житие праведника и познакомить нас с содержанием его душеполезного труда, под названием «Лествица», святитель Феофан предлагает задуматься над таким вопросом: чем и как питать душу, чтоб росла духовно? Архипастырь напоминает нам, что как «растение, будучи земного происхождения, пищу свою получает из земли и из того, что есть вокруг его; напротив, душа, по образу и подобию Божию созданная, будучи происхождения небесного, может питаться только стихиями небесными, от Бога исходящими и к ней направленными или к ней приложенными. Так, растению нужен свет, без него оно вянет. Нужен и душе свет – небесный. Это истина Божия. Обильно предлагается она в Церкви Божией всем хотящим внимать; предлагается и в чтении слова Божия, и в проповедях, и в песнях церковных, и во всем устроении и чинопоследованиях Церкви, и в писаниях отеческих, и во многих-многих душеспасительных книгах».
Конечно, те, кто желает, обильно черпают в Церкви «свет истины Божией и веселятся под осиянием ее. Но, как отмечает святой Феофан, - не все же так делают, и не все по виду кажущееся быть вместилищем истины Божией в самом деле вмещает ее». Есть люди, которые ищут истину там, где ее нет, и души их томятся. Как растение гибнет без воздуха, так душа чахнет без воздуха Небесного, как растению нужна вода, так душе нужна вода духовная. И всё это, по словам святителя, мы находим в Церкви. «Душа, - говорит он, - обильно осияваемая светом истины Божией, содержимая в чистом и небесном воздухе молитвований и священнодействий Церкви и подкрепляемая питательною пищею доброделания, подобна древу, насажденному «при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет». А другая, лишаемая всего сего, подобна благородному растению, с ожесточением держимому в таком месте, где ни света, ни воздуха чистого, ни влажности... и чахнущему!»
Все эти размышления внушил святителю «нынешний день, посвященный святому Иоанну Лествичнику, пустынножителю и наставнику в пустынножительстве. Многим кажется, - отмечает святой Феофан, - что пустыня или какая-нибудь иноческая обитель есть место сухое, ничего питательного для души не представляющее. А вот посмотрите на дела святого Иоанна, разверните «Лествицу» его, прочитайте в ней что-нибудь – и увидите, как много в нем было жизни и сил! Пустыня истощает только плоть, а душу обильно питает всякою небесною пищею. Мир вам кажется тучным, но он утучняет только плоть, а душу морит голодом, ни малейшей даже частички питательного не представляя для нее. По сему различию, наставляет святитель, - устрояйте и жизнь свою все хотящие возрастить душу свою – в древо живое, достойное пересадки в рай небесный».
Такой урок дает нам святой архипастырь в четвертую Неделю Великого поста, после чего мы встретим пятую седмицу Святой Четыредесятницы, а за ней и воскресенье, посвященное памяти преподобной Марии Египетской. «Мы, - говорит святитель Феофан, - уже восхваляли ее вместе с Церковию на всенощной в пениях и песнях духовных и помолились ей о помощи нам в трудном деле исправления своей жизни и своего нрава. Теперь будем учиться у нее сему делу». «Пример покаяния св. Марии Египетской, по словам святителя, так многообъятен и так многопоучителен, что Святая Церковь хочет особенно напечатлеть его в сердце нашем. Почему, кроме дня ее памяти, ей посвящается следующее воскресенье, то есть — пятой седмицы Великого поста, и, кроме сего, ее именем означается Стояние, на коем канон ее соединяется с Великим покаянным каноном. Кажется, достаточно побуждения к тому, чтоб остановиться вниманием на ее обращении и поучиться в нем. Послушаем же сего урока».
Далее, не разбирая всей жизни преподобной, святитель Феофан останавливается «на первом действии над нею благодати Божией, пробудившем ее от усыпления греховного». И останавливается «не затем, чтоб пригласить» нас «к подражанию, ибо как подражать тому, что не от нас, но затем, чтоб указать, как и каждый может и должен располагать себя к тому, чтоб сподобиться такой же благодати». Обращение св. Марии Египетской, по словам проповедника, принадлежит к чрезвычайным обращениям. Вы видите, - говорит святитель, - что она вся погружена в грех, и думать не думает отстать от него. Но приходит благодать и поразительным своим действием пробуждает ее от усыпления греховного. Пробужденная, она видит гибельность своего состояния и решается измениться на лучшее. С нею было то же, как если б кто был погружен в тину и - сторонний кто, подошедши, сильною рукою исторг его из глубины ее и поставил свободным на твердую землю. Таково же было обращение св. апостола Павла и многих других.
Что же такое надо делать нам над собою, чтоб заслужить сию благодать обращения, чем утруждать себя, к чему нудить, чтоб тем показать Всевидящему Господу, что желаем, и ищем, и жаждем Его в нас спасительного вседействия?» Об этом и многом другом говорит святитель Феофан со страниц книги - «Избранные проповеди в дни Великого поста».
*** Проповеди святителя Феофана Затворника — истинная сокровищница святоотеческого учения о спасении. Особенно если это проповеди, произнесенные в период приуготовительных недель и самого Великого поста, а также Страстной седмицы. По словам святителя, «коротко уже дорогое время - время поста и покаяния! Пропустил; дождешься ли его снова?» Говорит сие епископ Феофан тем, кто «еще не примирился с Господом и видят себя отягченными множеством грехов». Говорит «в предостережение, как бы кто, отлагая неделю за неделею говение, и совсем не отложил его в этот пост». Иначе «будет целый год томиться под тяжестью грехов и гнева Божия за них. И хорошо еще, если доживет до следующего благоприятного времени», когда вновь услышит слова, призывающие к покаянию, и сам воззовет к милосердому Богу: «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче!»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!