Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Татьяна Копяткевич. Ветхозаветная Церковь.
Церковь Христова - это народ Божий, искупленный Христом и собранный из всех наций и народов. Иными словами, она имеет вселенский характер — по большому счету, национальная принадлежность входящих в нее членов неважна, потому что в ней нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Однако впервые Откровение было даровано именно определенному народу, жившему в маленькой стране на задворках великих цивилизаций древнего мира, история которого была чередой тяжелых испытаний и бедствий. Именно этот народ стал Церковью и сохранил ниспосланные ему богооткровеиные истины, благодаря чему они стали достоянием Церкви Христовой и вошли в ее богословскую сокровищницу. О внутренней жизни Ветхозаветной Церкви рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Она так и называется – «Ветхозаветная Церковь». ***
В этой книге представлена история Ветхозаветной Церкви, которая имела и свое богослужение, и свое богословие. В первой части издания автор, Татьяна Копяткевич, рассказывает о первой Пасхе и исходе евреев из Египта, о Пятидесятнице и даровании Закона, о завоевании земли обетованной и едином царстве Израильском. Здесь же говорится и о расколе в среде еврейского народа, о его пленении и дальнейшем возращении на родину. И наконец, о возрастании нового Израиля. Во второй части книги рассказывается о богослужении, каким оно было в ветхозаветное время, о храме и его устроении, о священстве и богослужебных особенностях. В третьей части книги автор знакомит читателя с богословием Ветхозаветной Церкви, выделяя в нем богословие нравственное и богословие догматическое.
В предисловии автор пишет: «Господь наш Иисус Христос сравнивает Царство Небесное с маленьким горчичным зернышком, которое незаметно сеется в землю, прорастает в ней — и становится большим деревом, в кроне которого могут отдыхать птицы и вить там гнезда (см.: Мф. 13, 31-32 и др.). Именно так росла и ширилась Церковь Христова: проповедь апостолов, простых некнижных людей, неизвестных миру, будучи посеяна в людских душах, принесла богатый плод; Церковь выросла и распространилась по земле, стала могучим деревом, в ветвях которой смогли укрыться множество народов. Тот же образ можно отнести и к Ветхозаветной Церкви — обществу людей, которые, живя до пришествия Христова в мир, были объединены общей верой в единого Бога Творца и ожиданием пришествия в мир Помазанника — Мессии, Который победит и окончательно ниспровергнет зло и вернет мир к первозданной гармонии.
Эта вера, как маленькое семечко, которое поистине было меньше всех семян на земле (Мк. 4,31), было посеяно в мир еще в раю, когда Бог сказал змею, виновнику грехопадения прародителей всего человечества: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту (Быт. 3, 15). Затем через отца всех верующих Авраама оно стало достоянием праотцев Исаака и Иакова и двенадцати патриархов — праотцев двенадцати колен израильского народа. Таким образом, это обетование вместе с истинным богопочитанием стало достоянием целого народа, который называется избранным. На него была возложена особая по сравнению со всеми остальными народами и племенами земли миссия — быть хранителем истинной веры, откровения и обетовании о будущих благах, которые должны были получить все оставшиеся верными Истинному Богу.
Таким образом, как отмечает автор, у этого народа было великое призвание — стать Церковью, которая, в отличие от Новозаветной, Христианской Церкви, называется Ветхозаветной Церковью. Отношения Бога и Его Церкви, или Израиля, находятся в фокусе внимания всех Книг Священного Писания Ветхого Завета. Они говорят о слабостях, ропоте, непослушании, грехопадениях, маловерии Ветхозаветной Церкви и милосердии Господа к ней и тех суровых уроках, с помощью которых Он ее вразумлял, — о требовательной любви Бога к Своему народу и об ответной любви людей к своему Творцу. Бог воспитывал Свою Церковь и открывался ей в видениях и откровениях, посылаемых самым духовно чутким ее сынам, возвещал Свою волю через пророков и святых людей. Через суровые испытания веры и мужества Бог вел Свою Церковь к Себе и готовил к наступлению новой фазы в отношениях — к пришествию Сына Божия и заключению с верным остатком Израиля Нового, вечного Завета, которому уже не будет конца.
Эта книга рассказывает о том, чем жил народ Божий, на что он возлагал свои упования, как он осмысливал свое прошлое, свои ошибки и свои достижения, какими глазами он смотрел на своих героев. Несмотря на ошибки и грехопадения лучших своих сынов, Церковь Ветхого Завета была обращена в будущее — в те «последние времена», наступление которых предсказывали пророки, когда грехи людей будут изглажены, познание Бога станет достоянием каждого верующего и не только лишь особо угодившие Богу люди, но все смогут вкусить даров Святого Духа. Тогда, по предвидению святых Ветхозаветной Церкви, вместе с иудеями будут славить Бога и бывшие язычники. Мы, живущие уже в Новом Завете, о котором ветхозаветные пророки лишь предрекали, которого они лишь ожидали в будущем, можем посмотреть на жизнь Ветхозаветной Церкви с точки зрения тех обетовании, которые уже исполнились и плодами которых мы пользуемся.
Так, если говорить о Богослужении, то стоит отметить, что с тех пор как оно появилось, оно претерпело определенные изменения. Однако неизменно то, что без него невозможна никакая религия. «Богослужение - внешнее выражение веры. Собственно латинское слово religio означает связь — связь с Богом, и богослужение с помощью особых символических действий призвано эту связь выразить. Ветхозаветное богослужение, по словам автора, также насквозь символично, и главная мысль, заложенная в его основе, — это осознание, с одной стороны, особых отношений, связывающих Бога и Его народ (и символом этих отношений был Иерусалимский храм), а с другой — святости Бога и греховности народа, символом которого была жертва. Кара за гpex — смерть; это ветхозаветное человечество знало твердо.
Собственно, осознание того, что в день, в который ты согрешишь, смертью умрешь (Быт. 2, 17), присутствовало во всех языческих религиях древнего мира. Поэтому вполне естественно, что в ветхозаветные времена уже существовало учение о нравственности. Это учение содержится в тех главах Пятикнижия, где излагается Закон, данный Израилю на горе Синай. Сокращенно он изложен в знаменитых десяти заповедях Моисея — Декалоге. Его расширение и конкретизация применительно к условиям жизни народа — так называемая Книга Завета, содержащая древний кодекс ветхозаветного права, который по полноте и детальной разработанности норм может быть поставлен рядом с классическим римским правом. Тем не менее Закон отличается от любого другого гражданского права тем, что руководствуется высшей Божественной справедливостью. В Синайском законодательстве все гражданские законы, которыми должна была регулироваться жизнь Израиля, выводились из тех обязанностей, которые каждый еврей имел перед Богом, то есть имели не столько правовое или нравственное, сколько религиозное содержание.
Кроме учения о нравственности уже тогда существовало и учение о Боге, которое иначе можно назвать «богословием». Как известно, человек не может сам, «своим умом», получить какие-то знания о Боге — слишком велико расстояние, разделяющее творение и его Творца. Все, что мы можем знать о Боге, все наши слова о Нем основаны на том откровении, которое Он Сам дал нам. Источник всех наших знаний — это то, что Сам Бог открыл людям. И это откровение — не какой-то единичный акт, но процесс длиной в историю человечества. На протяжении всего Ветхого Завета Бог постепенно открывал людям знания о Себе, приспосабливая их к способности восприятия дохристианского человечества. Это откровение или, лучше сказать, эти многочисленные откровения запечатлены на страницах Священного Писания, которое, в свою очередь, является источником богословия Новозаветной Церкви так же, как оно, несомненно, было источником богословия Церкви Ветхозаветной. Эти богооткровенные знания, открытые людям до пришествия Христа и запечатленные на страницах Книг Ветхого Завета, мы можем назвать богословием Ветхозаветной Церкви, о котором более подробно говорится на страницах этой книги.
*** Церковь, будь то Новозаветная или Ветхозаветная, — это благодатный, целостный организм («дева Израилева» — так часто называют Ветхозаветную Церковь пророки). Он живет по своим, духовным законам, в его существовании действует своя, «небесная» логика, и в этом ее отличие от внешне похожих па него других, мирских институтов. Церковь Ветхозаветная внешне была организована как народ, однако основы, на которых строилась ее внутренняя жизнь, существенно отличались от принципов существования всех остальных племен и народов современного ей мира. Этой внутренней жизни, скрытой от глаз светского историка, и посвящена книга «Ветхозаветная Церковь».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!