У книжной полки. 17 января

17 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Апостол с пояснением к каждому посланию и Апокалипсису.

 

17 января Святая Церковь чтит память 70-ти святых апостолов. Это празднование было установлено для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной, о чем свидетельствуют книги Нового Завета - Деяния и Послания святых апостолов. Они повествуют о деятельности святых апостолов после Вознесения Господня и о том, как они проповедовали, творили чудеса и учили веровать первых христиан. Апостольские книги завершают Священное Писание, исполняя полноту Божественного откровения. Чтение этих книг необходимо для христианина также, как и чтение Евангелия, и поэтому за богослужением читаются Апостольские зачала. А богослужебная книга называется «Апостол». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этой книги, вышедшей в свет в издательстве «Духовное преображение» под названием – «Апостол с пояснением к каждому посланию и Апокалипсису». ***

Богодухновенное библейское слово наставляет и лечит наши души. Охладел в молитве — читай Писание. Как учит старец Паисий Святогорец, «предатели, ослабляющие молитву, — это духовная сухость и холодность. Против них нужно использовать краткие молитвы, а главным образом — молитву Иисусову, прилежное чтение Священного Писания и духовных книг... Если молитва не от сердца — нет в ней пользы. Прилежное чтение Священного Писания очень помогает молитве, согревает душу и переносит молящегося в духовную страну». Как отмечают издатели, существует благочестивая традиция присоединять к домашнему молитвенному правилу по главе из Святого Евангелия, Деяний и Посланий апостольских. «И если человек это делает регулярно, — пишет митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, — он будет достаточно часто прочитывать Новый Завет целиком, и будет всё время находиться как бы в кругу чтения Священного Писания. Это очень важно для человека, может быть, даже важнее других молитвословий».

Святитель Иоанн Златоуст неоднократно говорил о необходимости изучать Апостол, так как чтение его «не меньше, чем сами Евангелия, может доставить нам пользы проникновение таким любомудрием и таким правым учением и особенно тем, что совершено Духом Святым. Итак, не будем опускать из внимания этой книги, напротив, со всевозможным тщанием изучим ее, потому что в ней можно видеть исполнившимися на самом деле те предсказания Христовы, какие заключаются в Евангелиях; в ней можно видеть также истину, блистающую в самих делах, и большую перемену к лучшему в учениках, произведенную над ними Духом Святым. В ней можно найти догматы, которые никем не были бы так ясно понимаемы, если бы не было этой книги; без нее сущность нашего спасения осталась бы сокровенной и некоторые из догматов учения и из правил жизни остались бы неизвестными».

Давайте вкратце рассмотрим эти священные книги, как об этом пишут издатели. Первая после 4-х Евангелий следует книга "Деяния святых апостолов". Цель написания этой книги - описать события, происшедшие вслед за Вознесением Господа Иисуса Христа и дать очерк первоначального устройства Церкви Христовой. Книга повествует, как вера христианская, утвердившись среди иудеев в Палестине, перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в Малой Азии и южной Европе. Автор книги — святой апостол и евангелист Лука. Он был учеником и спутником святого апостола Павла, поэтому подробнее всего в Деяниях освещены миссионерские труды апостолов Петра и Павла. «Настоящая книга содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Ведь никто другой не мог так, как апостолы, воочию видевшие воскресшего Господа Иисуса Христа, передать живое чувство веры в Него другим людям.

Кроме того, в книге Деяний мы видим исполнение обещания Спасителя о даровании апостолам духовной силы, божественного дерзновения и дара творить чудеса благодатию Святого Духа. Она раскрывает тайну Церкви, продолжающей дело Христово на земле после Его Вознесения. Следующая книга Нового Завета - это Соборное послание святого апостола Иакова. Автор Послания называет себя «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1,1). Известно, что есть три апостола Иакова: Зеведеев, брат Иоана Богослова; Алфеев, брат апостола Матфея, и Иаков, «брат Господень», апостол от 70-ти, епископ Иерусалимский. Церковное предание приписывает это Послание третьему Иакову, так как первый рано погиб как мученик, а второй проповедовал язычникам. Послание же обращено к уверовавшим иудеям, находящимся в рассеянии — живущим среди язычников. Во 2-й главе Послания апостола Иакова есть ценнейшее наставление о сущности веры, которая должна состоять не в отвлеченном признании христианских истин, а в живом ее проявлении в делах милосердия. В 5-й главе (14-16-й стихи) говорится о назначении и силе таинства Елеосвящения.

Далее за посланиями Иакова мы находим «Первое соборное послание апостола Петра», которое обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Пет. 1,1) — провинциях Малой Азии. Под «пришельцами» надо понимать главным образом уверовавших иудеев, а также язычников, входивших в состав христианских общин. Эти общины были основаны апостолом Павлом. Причиной написания Послания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении разногласий в этих общинах и при гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности. Цель Первого послания Петра — ободрить, утешить и утвердить в вере малоазийских христиан. Второе соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом Послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Последние годы жизни Петр провел в Риме. Очевидно, что и Послание было написано там же в качестве предсмертного завещания святого апостола.

Следующие три послания написаны святым апостолом Иоанном Богословом. Автор посланий — возлюбленный и ближайший ученик Господа Иисуса Христа, апостол и евангелист Иоанн Богослов. Святой Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбака Заведея и жены его Саломии, по преданию, дочери Иосифа-обручника от первого брака. Старший брат его Иаков был тоже в числе двенадцати апостолов. Обоих братьев за силу их духа Господь прозвал «сыны громовы» — «воанергес» (см. Мк. 3,17). Повинуясь призыву Господа (см. Мф. 4,21-22), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближенных учеников Его вместе с Петром и Иаковом (см. Мф. 17,1; 26,37; Мк.5,37). Иоанн возлежал на персях Господа на Тайной вечере, а при Кресте Спаситель усыновил его Своей Пречистой Матери (см. Ин. 13,23; 19,26-27). Сам апостол Иоанн, не называя себя, говорит о себе как об ученике, «которого любил Иисус» (Ин. 13,23). Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя и стоял на Голгофе у самого Креста.

После Вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостол Иоанн не оставлял Иерусалима до блаженного Успения Божией Матери. Он с Петром и Иаковом принимал деятельное участие в устройстве Иерусалимской Церкви и вместе с ними считался одним из столпов ее. Затем апостол Иоанн проповедовал самарянам, а также совершил миссионерское путешествие в Эфес, откуда управлял всеми Церквами Малой Азии. Из Эфеса он был сослан, при императоре Домициане, на остров Патмос, после того как Господь чудом сохранил ему жизнь, когда Иоанна ввергли в котел с кипящим маслом. В ссылке апостол написал Апокалипсис — Откровение. Позже он возвратился в Эфес и в конце I века написал свое Евангелие и три послания. Почил загадочной смертью в начале II века в Эфесе. Не называя себя в Послании, святой Иоанн говорит о себе как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа (см. 1 Ин. 1,1-3).

Еще одно короткое послание принадлежит перу апостола Иуды, которое обращено к тем же христианам Малой Азии, прельщаемым учением гностиков. Апостол заботится «об общем спасении душ» и испытывает тревогу по причине усиления лжеучений. Цель Послания – предостеречь христиан от увлечения ими. Наконец, как отмечают издатели, предметом самого внимательного и усердного изучения каждого человека, стремящегося глубже познать христианскую веру должны стать для каждого из нас - «Послания святого апостола Павла». Они отличаются особой высотой религиозной мысли, отражающей обширную ученость и знание ветхозаветного Писания апостолом Павлом, а равно и его глубокое понимание новозаветного Христова учения. Нет, можно сказать, ни одного частного пункта во всей христианской догматике, который бы не находил своего обоснования и подкрепления в Павловых посланиях.

Большая часть посланий построена по одному и тому же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностъю Богу за Его промыслительные действия о том месте, куда адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части - вероучительную (догматическую) и нравственную. В заключение святой апостол касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает добрые пожелания и посылает приветствия мира и любви. Язык его, живой и яркий, напоминает язык ветхозаветных пророков.

 

*** Книга Апостол очень важна для каждого христианина. В ней оставлены нам апостольское наследие, образ и пример: как избранные ученики Христовы наставляли к духовной жизни первых христиан, как разрешали возникающие вопросы и конфликтные ситуации. Именно поэтому многие святые отцы изучали апостольские книги, оставив нам подробнейшие их толкования. Данное издание не содержит толкований, но оно снабжено комментарием к каждой книге Апостола, в котором раскрыта основная цель написания книги, обстоятельства ее создания, обсуждаемые вопросы. Отдельная статья посвящена толкованию самой таинственной книги Нового Завета — Апокалипсиса.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать