У книжной полки. 17 марта

17 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Рожнёва. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

 

Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Русский святитель, исповедник, духовный писатель, доктор богословия, а также выдающийся ученый, автор трудов по анестезиологии, профессор хирургии, доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии. Он исповедовал веру Христову в гонениях, тюрьмах, лагерях и ссылке, пережил поношения и пытки, но остался верен Господу. Привел к православной вере тысячи и тысячи людей. Его почитание растет во всем православном мире. Неисчислимо количество свидетельств о чудесной помощи по молитвам к святителю Луке. О жизни святого архипастыря рассказывает новая книга Ольги Рожневой, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется - «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». ***

В этой книге представлены житие и избранные наставления Владыки Луки. О нем, автор-составитель Ольга Рожнёва пишет: «Валентин Войно-Ясенецкий (будущий святитель Лука) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи. Предки его происходили из древнего и знатного, но обедневшего белорусского дворянского рода Войно-Ясенецких. С детства мальчик очень любил рисовать и одновременно с гимназией окончил в 1896 году Киевскую художественную школу. В 1898 году Валентин стал студентом медицинского факультета Киевского университета, который окончил перед самой войной с Японией. Так что началом его медицинской работы стала военно-полевая хирургия в эвакуационном госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Здесь Валентин женился на медицинской сестре Анне, но, к сожалению, в 1919 году она заболела и умерла, оставив его с четырьмя детьми, из которых старшему было двенадцать, а младшему — шесть лет.

В 1921 году в Ташкенте Валентин Феликсович был рукоположен во иерея, но врачебную практику не оставил. Весной 1923 года, незадолго до церковного раскола и появления «Живой церкви», епископ Иннокентий созвал съезд духовенства Ташкентской и Туркестанской епархии. На съезде поднимался вопрос о хиротонии в архиереи отца Валентина. После съезда Преосвященный епископ Иннокентий был вынужден уехать из Ташкента из-за преследований властей. Отец Валентин и протоиерей Михаил Андреев взяли на себя управление епархиальными делами и сплотили вокруг себя священников — сторонников патриарха Тихона. Ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), переведенный в Ташкент, тайно постриг отца Валентина в монашество. Изначально он хотел дать новопостриженному имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Барнаульского, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после – в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей. В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей. Власти запрещали ему это делать, и вскоре за непослушание отправили в очередную ссылку. На вопрос: «Куда именно его высылают?», Владыка получил ответ: «На Ледовитый океан». Эту ссылку можно было назвать преднамеренным убийством: лютой земной владыку отправили на открытых санях по голой тундре, обрекая его на смерть. Однако именно в это время владыка очень ясно ощущал, что рядом с ним Господь, поддерживающий и укрепляющий его.

Как отмечает автор-составитель, «многочисленные аресты и ссылки владыка терпел без ропота. Он писал сыну Михаилу: «Обо мне не беспокойтесь. Господь отлично устроил меня в Хае. Я радостен, глубоко спокоен, никаких нужд не испытываю…» «Куда меня не пошлют – везде Бог». В одной из проповедей владыка Лука говорил: «…Вы спросите: “Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми? Разве легко идти через тесные врата узким и каменистым путем?” Вы спросите с недоумением, в ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово?» А я скажу вам: «Да, да! Легко, и чрезвычайно легко». А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест».

После освобождения архиепископ Лука был направлен на Тамбовскую кафедру, а в мае 1946 года — переведен в Крым архиепископом Симферопольским и Крымским. Он писал по этому поводу: «Как ни плакала моя тамбовская паства, как ни просила Патриархию оставить меня, я должен был ехать в Симферополь. Это было несомненно по воле Божией, ибо здесь я очень нужен. Мне приходится устраивать разоренную епархию». Все годы своего служения архиепископ Лука неустанно проповедовал, но большую часть своих проповедей он произнес в годы управления Крымской епархией. Владыка говорил: «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе». В день своих именин святитель отмечал: «Апостол Лука был многолетним спутником апостола Павла; вместе с ним он исходил пешком всю Малую Азию, прошел пешком много сотен километров. Зачем? Затем, чтобы везде и всюду проповедовать о Христе». … И «на мне, - говорил Владыка, - лежат апостольские обязанности по отношению ко всем жителям Крыма – должен я везде и всюду проповедовать Евангелие».

За тридцать восемь лет своего священства владыка произнес тысячу двести пятьдесят проповедей, из которых не менее семисот пятидесяти были записаны. Совет Московской духовной академии назвал это собрание проповедей «исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни» и избрал автора почетным членом академии. Владыка заботился обо всех, кто встречался ему на жизненном пути. Обед на архиерейской кухне готовился на пятнадцать-двадцать человек, и к нему собирались множество голодающих людей: детей, одиноких старушек, бедняков, лишенных средств к существованию. В начале 1955 года владыка полностью ослеп. Но никто не слыхал от него жалоб или ропота. Он писал: «Я принял как Божию волю быть мне слепым до смерти, и принял спокойно, даже с благодарностью Богу».

Святитель Лука отошел ко Господу в 1961 году, будучи архиепископом Симферопольским и Крымским. К тому времени он был удостоен высочайших церковных и светских наград. С одной стороны - святитель был членом Священного Синода. Патриарх Алексий I наградил его высо­кой церковной наградой — правом ношения бриллиантового креста на клобуке, он был окружен любовью и заботой паствы... С другой стороны - Гениальный хирург, святитель Лука был удостоен Сталинской пре­мии 1-й степени за выдающиеся достижения в медицине. В 1946 году он увидел второе издание своего главного труда «Очерки гнойной хи­рургии». Но, принимая от мира эти почести, почтенный архиерей так проходил до конца свой крестный путь. Резкий, горячий по натуре своей, сколько раз он говорил и писал о том, что в этом мире ему было бы легче — не смиряться и терпеть, а обличать неправду и воевать с ней. Но — смирялся и терпел... Потому что в этом — верил он — и есть ис­полнение того призыва Божиего, который услышал он в юности.

В 1995 году чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки, а также всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа, подвигло священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Ко­миссии по канонизации святых было составлено житие святителя, а также служба и акафист, написана икона. И архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых. В то же время правящему архиерею, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю было дано разрешение Священного Синода на поднятие честных останков святителя Луки, что и произошло в ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице. После мощи святителя были установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих, а 18 марта стал еще одним днем чествования святого архипастыря.

 

*** «В служении Богу — вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера», писал 22 марта 1943 г. свт. Лука сыну Михаилу. Позднее, в сентябре 1945 года, обращаясь к прихожанам с проповедью, он сказал: «...Когда мы пройдем этот путь, который только в начале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем мы укрепляющую нас на этом пути Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой и, идя, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царст­во Небесное». Сам святитель прошел этот нелегкий путь со смирением и терпением, и Господь прославил Своего делателя жатвы. В 1995 году Крымская епархия причислила архиепископа Луку к лику святых. В 96 - были обретены его святые мощи. В 99 - святите­ля прославила Красноярская епархия. А в августе 2000 года на Юбилей­ном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Симферопольский Лука был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. Более подробно обо всем этом рассказывает настоящая книга. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать