Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Эдуард Николаевич Качан. О Православии просто.
Когда человек приходит в Церковь и начинает воцерковляться, его беспокоят те и иные вопросы... Проходит время, воцерковление становится более глубоким, и постепенно он получает на эти вопросы ответы. Но потом опять появляются вопросы — уже другие, более сложные. Со временем будут найдены ответы и на них. Но появятся еще вопросы, еще более глубокие. Почему так получается? Как говорит автор этой книги, Эдуард Николаевич Качан, «прежде всего потому, что вопросы полезны христианину. Они заставляют его искать ответ, и искать его именно у Бога. Таким образом, христианин, вместо того чтобы впустую пялиться на телеэкран, вглядывается в Бога, в Писание, молится, читает... В конечном счете — растет». Точно также проходило воцерковление и Эдуарда Николаевича, который сегодня сам может ответить на некоторые затруднительные вопросы, касающиеся православной веры. Что он и делает со страниц книги, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «О Православии просто». ***
Книга Эдуарда Николаевича Качана «О Православия просто» представляет собой своего рода мини-энциклопедию, в которой живо, ясно и кратко разъяснено православное учение о вере, спасении, истории домостроительства, о человеческой душе, о Троице. В книге доступно, но без примитивизма рассказано о том, какие существуют аргументы в пользу бытия Божия, почему вера лучше, чем безверие (атеизм), а христианство, в свою очередь, лучше остальных мировых религий. По ходу повествования автор отвечает на многие важнейшие вопросы.
Обратимся к первой части книги, где автор очень последовательно рассматривает такой вопрос: почему христианство лучше других религий. Раскрытие этой темы подразумевает еще несколько вопросов, первый из которых звучит так: «А разве Бог существует?» Отвечая своим предполагаемым собеседникам, которыми станут читатели книги, Эдуард Николаевич пишет: «Я родился в стране, где в существовании Бога сомневались многие. У нас даже термин был такой в ходу — «научный атеизм». Термин этот насквозь лживый, потому что ничего научного в атеизме нет. Дело в том, что в науке принято опираться на факты, а научным фактом считается то, что доказано на опыте. Если ученый сумел что-то доказать, то он объясняет, с помощью каких приборов и каких опытов это было сделано.
Но «научный атеизм» ни приборами, ни опытами не располагал. Приборы или опыты, с помощью которых можно было бы доказать, что Бога нет, просто невозможны. Если кто-то в этом сомневается, пусть попробует придумать такой опыт самостоятельно. Можно не сомневаться: если получится, то к этому опыту будут прикованы внимательные взгляды миллионов людей. Доказательств того, что Бога нет, не существует — иначе в советской атеистической школе такие доказательства заучивали бы наизусть, как клятву пионеров Советского Союза. Атеизм — не больше, чем верование, «вера со знаком минус» — вера в то, что Бога нет. А вот доказательства того, что Бог есть, — существуют, и их немало. Их можно отыскать, почитав труды серьезных людей, философов и мыслителей. На мой же взгляд, - отмечает автор, - самое простое из этих доказательств одновременно является и самым неоспоримым. Само существование мира доказывает то, что есть Тот, Кто этот мир сотворил!
Далее автор рассматривает теорию Большого Взрыва, в результате которой якобы появилась Вселенная, а затем делает следующий вывод: «если даже Вселенная (упорядоченная и очень точно согласованная!) и возникла в результате Большого Взрыва, то этот взрыв должен был быть очень точно и скрупулезно организован! Причем Организовавший должен был быть не частью вещества, которое взорвалось, а находиться вне его. И Этот Организовавший должен быть столь совершенен и мудр, что нам до Него расти не дорасти! Того, Кто смог все создать, все организовать, Того, Кто явился Первоосновой всего, мы и называем Богом». Так, ответив на вопрос о существовании Бога, автор переходит к следующему - «Почему теизм лучше, чем атеизм». Отвечая на него, Эдуард Николаевич пишет: «Человек — существо свободное, и главные направления на своем жизненном пути он выбирает сам. Что же нам выбрать — теизм или атеизм? Сказать себе: «Бог есть» или «Бога нет»? Какая из дорог поведет нас ввысь, а какая — в пропасть?
Будем очень внимательны, - отмечает автор, - перед нами выбор, который определит течение всей нашей жизни! Задумаемся: в чем главная трагедия человеческого существования? В том, что мы умираем. Смерть перечеркивает и обесценивает все. Ты любишь Родину? Смерть перечеркает эту любовь потому, что рано или поздно не будет ни тебя, ни Родины, что бы ты ни делал. Ты богат? Смерть отнимет у тебя богатство. Ты купаешься в лучах человеческой славы? После смерти тебя забудут. Может быть, и не сразу, но забудут наверняка. Ты любишь своих детей? Но от этой любви в итоге ничего не останется — умрешь ты, умрут дети, умрут дети детей. Ты добр? Смерть погасит доброту твоего сердца, а позже уйдут из жизни люди, которым ты творил добро, все без исключения. Ты зол? Смерть сотрет следы и этого. Ты умен? Ты умрешь, и от твоего ума не останется ничего.
Можно написать лучшую в мире книгу, но смерть сотрет и тебя, и всех-всех-всех, кто когда-то твою книгу прочтет. Можешь нарисовать лучшую в мире картину. Рано или поздно от нее останется лишь прах. И от тех, кто эту картину видел, — тоже. По сути, смерть делает человеческую жизнь совершенно бессмысленной - ведь она стирает все. Смысл может иметь только то, что не кончается, что переходит из нашего переменчивого мира в вечность. Если есть Бог — есть и вечность. Если есть вечность — то есть и жизнь вечная для человека или, по меньшей мере, надежда на эту вечную жизнь. Если Бога нет, то вечность для человека закрыта. Если Бога нет, то нет даже и надежды. Итак, каждый из нас в своей жизни может выбрать, как захочет. Надо лишь знать, что, выбирая «Бога нет» вместо «Бог есть», мы выбираем гарантированную бессмыслицу вместо жизни со смыслом. На мой взгляд, выбирать бессмыслицу — просто безумие. И если каждый из нас будет честен перед собой, то признает, что жизнь, имеющая смысл, лучше, чем бессмыслица. Именно поэтому теизм (вера в Бога) лучше атеизма, а формула «Бог есть» лучше, чем «Бога нет».
Хорошо, скажет внимательный читатель. Предположим, что Бог есть. Но каков Он? Ведь разные люди думают о Боге по-разному! И об этом размышляет автор, отвечая на следующий вопрос: «Но ведь религии разные...» «Да, это так, - соглашается Эдуард Николаевич. - Причем если присмотреться к проблеме внимательно, то выяснится такая штука: представления о Боге в разных религиозных и философских системах столь различны, что никакой их синтез и создание «общей религии» просто невозможны». Размышляя таким образом, мы, по словам автора, повернули в сторону теизма, но вновь оказались перед выбором, вновь стоим у перекрестка! Ничего не поделаешь — разные представления о Боге зовут нас в разные стороны. И невозможно идти во все стороны одновременно!
Как отмечает автор, сказать «да» всем религиозным системам сразу может лишь человек, который ничего об этих системах не знает. Так, на расстоянии трех километров корова и конь выглядят довольно похоже. Но если подойти ближе, становится ясно: корова — не конь, конь — не корова, и сказать «это одно и то же» никак нельзя! Так и здесь. Любой, кто пытался разобраться, понимает: можно, скажем, быть буддистом или христианином, но одновременно всерьез быть и тем, и другим никак не получится! Выбора нам не избежать! Что же делать? Как нам пройти этот перекресток? Какую же дорогу выбрать тем, кто уже готов сказать Богу «да»? Прежде чем выбирать, хорошо бы к этим дорогам присмотреться». И далее автор бегло, как он говорит, «одним глазком», рассматривает самые серьезные и продуманные религиозные системы и сравнивает, какая из них лучше, а какая — хуже. Думаю, что вывод автора уже понятен нашим читателям.
*** Эта книга поможет многим нашим читателям разобраться также в следующих вопросах православной веры: Почему евреи называются избранным народом и в чем состоял главный подвиг Авраама, отца всех верующих? Отчего Воплотившийся Бог спас нас и как Он это сделал? Почему Церковь так прославляет Пресвятую Богородицу и что это такое - стать Матерью Бога? Почему Евангелие — это Благая, то есть радостная, весть? В чем смысл существования Церкви? Почему необходимо участвовать в Таинствах, и в самом главном из них — Таинстве Евхаристии? Кто спасается, а кто нет? И что для спасения надо делать? Почему людям важно знать, что Бог един в трех Лицах? Отвечая на эти и другие затруднительные вопросы, автор не ориентируется на то, чтобы убедить неверующих людей, но, скорее, чтобы разъяснить истины веры тем, кто уже пришел в Церковь. Поэтому книга эта предназначена для самого широкого круга читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!