У книжной полки. 17 апреля

17 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Эдуард Николаевич Качан. О Православии просто.

 

Когда человек приходит в Церковь и начинает воцерковляться, его беспокоят те и иные вопросы... Проходит время, воцерковление становится более глубоким, и постепенно он получает на эти вопросы ответы. Но потом опять появляются вопросы — уже другие, бо­лее сложные. Со временем будут найдены ответы и на них. Но появятся еще вопросы, еще более глубокие. Почему так получается? Как говорит автор этой книги, Эдуард Николаевич Качан, «прежде всего потому, что вопросы полезны христианину. Они заставляют его искать ответ, и искать его именно у Бога. Таким обра­зом, христианин, вместо того чтобы впу­стую пялиться на телеэкран, вглядывается в Бога, в Писание, молится, читает... В конечном счете — растет». Точно также проходило воцерковление и Эдуарда Николаевича, который сегодня сам может ответить на некоторые затруднительные вопросы, касающиеся православной веры. Что он и делает со страниц книги, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «О Православии просто». ***

Книга Эдуарда Николаевича Качана «О Православия просто» представляет собой своего рода мини-энциклопедию, в которой живо, ясно и кратко разъяснено православное учение о вере, спасении, истории домостроительства, о человеческой душе, о Троице. В книге доступно, но без примитивизма рассказано о том, какие существуют аргументы в пользу бытия Божия, почему вера лучше, чем безверие (атеизм), а христианство, в свою очередь, лучше остальных мировых религий. По ходу повест­вования автор отвечает на многие важнейшие вопросы.

Обратимся к первой части книги, где автор очень последовательно рассматривает такой вопрос: почему христианство лучше других религий. Раскрытие этой темы подразумевает еще несколько вопросов, первый из которых звучит так: «А разве Бог существует?» Отвечая своим предполагаемым собеседникам, которыми станут читатели книги, Эдуард Николаевич пишет: «Я родился в стране, где в существовании Бога сомневались многие. У нас даже термин был такой в ходу — «научный атеизм». Термин этот насквозь лживый, потому что ничего научного в атеизме нет. Дело в том, что в науке принято опи­раться на факты, а научным фактом считается то, что доказано на опыте. Если ученый сумел что-то доказать, то он объясняет, с помощью каких приборов и каких опытов это было сделано.

Но «научный атеизм» ни приборами, ни опытами не располагал. Приборы или опыты, с помощью которых можно было бы доказать, что Бога нет, просто невозможны. Если кто-то в этом сомневается, пусть по­пробует придумать такой опыт самостоятельно. Можно не сомневаться: если полу­чится, то к этому опыту будут прикованы внимательные взгляды миллионов людей. Доказательств того, что Бога нет, не су­ществует — иначе в советской атеистической школе такие доказательства заучи­вали бы наизусть, как клятву пионеров Советского Союза. Атеизм — не больше, чем верование, «вера со знаком минус» — вера в то, что Бога нет. А вот доказательства того, что Бог есть, — существуют, и их немало. Их можно отыскать, почитав труды серьезных людей, философов и мыслителей. На мой же взгляд, - отмечает автор, - самое простое из этих доказательств одно­временно является и самым неоспоримым. Само существование мира доказывает то, что есть Тот, Кто этот мир сотворил!

Далее автор рассматривает теорию Большого Взрыва, в результате которой якобы появилась Вселенная, а затем делает следующий вывод: «если даже Вселенная (упоря­доченная и очень точно согласованная!) и возникла в результате Большого Взры­ва, то этот взрыв должен был быть очень точно и скрупулезно организован! Причем Организовавший должен был быть не ча­стью вещества, которое взорвалось, а на­ходиться вне его. И Этот Организовавший должен быть столь совершенен и мудр, что нам до Него расти не дорасти! Того, Кто смог все создать, все организовать, Того, Кто явился Первоосновой всего, мы и называем Богом». Так, ответив на вопрос о существовании Бога, автор переходит к следующему - «Почему теизм лучше, чем атеизм». Отвечая на него, Эдуард Николаевич пишет: «Человек — существо свободное, и глав­ные направления на своем жизненном пути он выбирает сам. Что же нам выбрать — теизм или атеизм? Сказать себе: «Бог есть» или «Бога нет»? Какая из дорог поведет нас ввысь, а какая — в пропасть?

Будем очень внимательны, - отмечает автор, - перед нами выбор, который определит течение всей нашей жизни! Задумаемся: в чем главная трагедия че­ловеческого существования? В том, что мы умираем. Смерть перечеркивает и обесце­нивает все. Ты любишь Родину? Смерть перечеркает эту любовь потому, что рано или поздно не будет ни тебя, ни Родины, что бы ты ни делал. Ты богат? Смерть отнимет у тебя богатство. Ты купаешься в лучах человече­ской славы? После смерти тебя забудут. Мо­жет быть, и не сразу, но забудут наверняка. Ты любишь своих детей? Но от этой любви в итоге ничего не останется — ум­решь ты, умрут дети, умрут дети детей. Ты добр? Смерть погасит доброту твоего сердца, а позже уйдут из жизни люди, которым ты творил добро, все без исключения. Ты зол? Смерть сотрет следы и этого. Ты умен? Ты умрешь, и от твоего ума не останется ничего.

Можно написать лучшую в мире книгу, но смерть сотрет и тебя, и всех-всех-всех, кто когда-то твою книгу прочтет. Можешь нарисовать лучшую в мире картину. Рано или поздно от нее останется лишь прах. И от тех, кто эту картину видел, — тоже. По сути, смерть делает человеческую жизнь совершенно бессмысленной - ведь она стирает все. Смысл может иметь только то, что не кончается, что переходит из на­шего переменчивого мира в вечность. Если есть Бог — есть и вечность. Если есть веч­ность — то есть и жизнь вечная для чело­века или, по меньшей мере, надежда на эту вечную жизнь. Если Бога нет, то вечность для человека закрыта. Если Бога нет, то нет даже и надежды. Итак, каждый из нас в своей жизни мо­жет выбрать, как захочет. Надо лишь знать, что, выбирая «Бога нет» вместо «Бог есть», мы выбираем гарантированную бессмысли­цу вместо жизни со смыслом. На мой взгляд, выбирать бессмыслицу — просто безумие. И если каждый из нас будет честен пе­ред собой, то признает, что жизнь, имеющая смысл, лучше, чем бессмыслица. Именно поэтому теизм (вера в Бога) лучше атеизма, а формула «Бог есть» лучше, чем «Бога нет».

Хорошо, скажет внимательный чита­тель. Предположим, что Бог есть. Но ка­ков Он? Ведь разные люди думают о Боге по-разному! И об этом размышляет автор, отвечая на следующий вопрос: «Но ведь религии разные...» «Да, это так, - соглашается Эдуард Николаевич. - Причем если присмотреться к проблеме внимательно, то выяснится та­кая штука: представления о Боге в разных религиозных и философских системах столь различны, что никакой их синтез и созда­ние «общей религии» просто невозможны». Размышляя таким образом, мы, по словам автора, повернули в сторону те­изма, но вновь оказались перед выбором, вновь стоим у перекрестка! Ничего не по­делаешь — разные представления о Боге зовут нас в разные стороны. И невозможно идти во все стороны одновременно!

Как отмечает автор, сказать «да» всем религиозным си­стемам сразу может лишь человек, кото­рый ничего об этих системах не знает. Так, на расстоянии трех километров корова и конь выглядят довольно похоже. Но если подойти ближе, становится ясно: корова — не конь, конь — не корова, и сказать «это одно и то же» никак нельзя! Так и здесь. Любой, кто пытался разо­браться, понимает: можно, скажем, быть буддистом или христианином, но одновре­менно всерьез быть и тем, и другим никак не получится! Выбора нам не избежать! Что же делать? Как нам пройти этот пе­рекресток? Какую же дорогу выбрать тем, кто уже готов сказать Богу «да»? Прежде чем выбирать, хорошо бы к этим дорогам присмотреться». И далее автор бегло, как он говорит, «одним глазком», рассматривает самые серьезные и продуманные религиозные системы и сравнивает, какая из них лучше, а какая — хуже. Думаю, что вывод автора уже понятен нашим читателям.

 

*** Эта книга поможет многим нашим читателям разобраться также в следующих вопросах православной веры: Почему евреи называются избранным народом и в чем со­стоял главный подвиг Авраама, отца всех верующих? Отчего Воплотившийся Бог спас нас и как Он это сделал? Почему Церковь так прославляет Пресвятую Богородицу и что это такое - стать Матерью Бога? Почему Евангелие — это Благая, то есть радостная, весть? В чем смысл существова­ния Церкви? Почему необходимо участвовать в Таинствах, и в самом главном из них — Таинстве Евхаристии? Кто спа­сается, а кто нет? И что для спасения надо делать? Почему людям важно знать, что Бог един в трех Лицах? Отвечая на эти и другие затруднительные вопросы, автор не ориентируется на то, чтобы убедить неверующих людей, но, скорее, чтобы разъяснить истины веры тем, кто уже пришел в Церковь. Поэтому книга эта предназначена для самого широкого круга читателей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать