У книжной полки. Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Толкование на подвижнические слова аввы Исаии

16 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Однажды, еще в советское время, игумен Андрей (Машков), один из последних постриженников прославленной Глинской пустыни, ходил по монастырю в Александровке, где был тогда духовником, и, с радостью показывая всем книгу, благоговейно говорил: «Целуйте, целуйте ее! Это книга о монашестве!». И в наше время есть книги, которые достойны того, чтобы с благоговением лобызать их. Пример тому – поучения архимандрита Эмилиана (Вафидиса). Будучи духовным отцом братства афонского монастыря Симонопетра и сестринства греческого монастыря Ормилия, – он давно уже стал наставником и для многих монашествующих всего мира. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из книг этого святогорского подвижника. Она называется - «Толкование на подвижнические слова аввы Исаии».

***

Аскетические творения преподобного Исайи Отшельника всегда были излюбленным чтением православных монахов. Значительная их часть включена в «Эвергетин», а также в «Добротолюбие», составленное преподобным Никодимом Святогорцем. Авва Исайя жил в IV-V веках и подвизался в аскетических центрах Египта того времени. Его писания немногочисленны, но при этом емки и содержательны. Учение аввы Исайи вобрало в себя все богатство монашеского опыта современной святому эпохи. Ценность этого опыта непреходяща, поэтому многие старцы любили толковать его слова. Одно из таких толкований и принадлежит известному святогорскому подвижнику, старцу Эмилиану.

Издание его труда предпринято Александро-Невским Ново-Тихвинским монастырем города Екатеринбурга при участии московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Вступительное слово к русскому изданию книги написал игумен Священной и Честной Великой Обители Ватопед архимандрит Ефрем. А к греческому изданию - известный богослов и патролог, автор многих книг по православной духовности и монашеству, архимандрит Плакида (Дезей). По словам последнего, те, кто жили со старцем Эмилианом, сохранили в своих сердцах память о беседах, в которых старец предлагал свое слово духовным чадам.

По словам издателей, Старец Эмилиан необычайно щедро одарен от Бога: глубокий и проницательный ум, любвеобильное сердце и прирожденное благородство; и все эти природные качества благодаря его подвижнической жизни получили обильное благодатное помазание Свыше. Именно поэтому все поучения старца исполнены мудрости, деликатности, глубинного знания человеческой души. Старец нередко говорил без подготовки на свои любимые темы или о том, что касалось повседневной жизни монастыря. Но особенно ему нравилось толковать житие какого-нибудь святого, например, преподобного Нила Калабрийского, или какое-нибудь святоотеческое творение.

Вот так однажды он начал толковать подвижнические слова аввы Исайи. Выбор, по словам архимандрита Плакиды, был особенно хорош, потому что этот текст очень удачно обобщает учение первых египетских монахов IV-V веков и в нем замечательно отображается духовное предание Церкви. Как и все великие современные старцы Святой горы, старец Эмилиан не учил чему-то своему. Он ничего не придумывал, не вносил новшеств. Единственное, что он делал, — это передавал то наследие, которое дошло до нас от первых времен монашества. И тем не менее в его устах это учение приобретало совершенно новую жизнь и исключительную актуальность. Это был не простой пересказ, но выражение того, что пережил и испытал сам старец Эмилиан, водимый Святым Духом. И поскольку Дух, наставлявший его, был Тем же, что некогда вдохновлял авву Исайю и всех древних отцов, в словах старца и текстах IV-V веков обнаруживается полное единство, удивительное согласие.

Кем же был авва Исайя, слова которого в устах старца Эмилиана вновь стали удивительно актуальными? На протяжении первых двух веков монашества это имя носило множество подвижников. История сохранила для нас память о двух из них, которым с достаточным основанием можно было бы приписать авторство этих слов: один был монахом в пустыне Скита во второй половине IV и начале V веков. Другой сначала также проходил монашескую жизнь в пустыне Скита, а затем жил затворником в окрестностях Газы и почил около 490 года. Существует также мнение, что подвижнические слова – это труд нескольких людей, в котором можно различить множество дополнений к первоначальному тексту. Однако, как отмечает архимандрит Плакида, нам нет нужды вникать в споры о его авторстве, для того чтобы получить пользу от труда, написанного, несомненно, святым монахом, жившим в Скиту и собравшим наставления наиболее известных старцев пустыни.

Наставления аввы Исаии, которые блестяще толкует старец Эмилиан, и сами по себе представляют большую ценность для желающих вести подвижническую жизнь, но в его трактовке, благодаря живому языку и многочисленным примерам из современной жизни, эти древние поучения как бы получают новое звучание, новое осмысление. Как некоторые люди умеют находить и поднимать из недр земли сокрытые там древние клады, так и старец Эмилиан входит в самую глубину поучений святого отца и извлекает из них драгоценный бисер – всё самое необходимое для монашеской жизни сегодня. На языке, понятном современным людям, Старец Эмилиан объясняет высочайшие истины и открывает бескрайние духовные горизонты для всякого, даже самого немощного человека.

По мнению старца Эмилиана, слова аввы Исайи, хотя они адресованы его духовным чадам, обращены ко всякой душе, проходящей путь духовной жизни. Здесь мелочи перестают быть мелочами. Мы читаем в книге о повседневных ситуациях, которые, однако, совершенно неожиданно раскрываются перед нами как условия обретения или потери Бога. Бог обретается через ближнего, - говорит авва Исаия. Ни твоя молитва, ни твои добрые дела не помогут тебе, если ты не следишь за тем, чтоб никого не огорчать и ни на кого не огорчаться. Потому вся книга проникнута духом необычайного снисхождения, милосердия, любви и мира. И, наверно, можно сказать, что любой человек, прочитав книгу старца Эмилиана и приняв ее как руководство к действию, встает на путь, ведущий к святости.

Учение, которое преподал в свое время авва Исайя, 14 веков спустя старец Эмилиан постарался, так сказать, воскресить и сделать доступным для людей XXI века. Но возникает вопрос: «Предназначено ли это учение только для монашествующих?» Конечно, старец Эмилиан, как и авва Исайя, обращался непосредственно к ним. Но духовная жизнь едина. Монах и мирянин преследуют одну и ту же цель; и средства, которые они должны использовать, одни и те же, только применять их они могут по-разному, соответственно многообразию жизненных условий. И здесь всегда нужно рассуждение опытного духовного отца, если человек хочет преуспеть и оградить себя от прелести.

***

Эта книга, по словам издателей, во многом уникальная. Для современного человека, желающего сквозь толщу времени услышать живой голос древних святых отцов и получить от них необходимые уроки, она станет открытием. Благодаря живому, выразительному языку, неожиданным сравнениям и многочисленным примерам из современной жизни, древние наставления обретают новое звучание и осмысление. Прочитав эту книгу, новоначальный откроет для себя, что духовная жизнь — это отнюдь не отвлеченное понятие; человек же, проведший в подвиге годы, почерпнет новые силы и вдохновение для продолжения своего пути.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать