У книжной полки. 15 января

15 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседа прп. Серафима Саровского о смысле жизни.

 

Подвижническая жизнь старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни, была известна задолго до его блаженной кончины. И не только в России, но и за пределами нашего отечества — во всей Православной Церкви. В 19 лет избрав монашеский путь, он почти 55 лет жил безвыходно в Саровской пустыни и прошел там все степени подвижничества: сначала нес общие монастырские послушания, потом иноческие, подвизался в отшельничестве, подражал столпникам, был молчальником и жил в совершенном затворе. Среди этих разнообразных подвигов, сохраняя дух глубокого смирения, он стяжал богатство добродетелей и обилие даров благодати Божией. Ну а нам святой оставил свои наставления о стяжании благодати Святого Духа как цели христианской жизни, которые сохранились в рукописях Серафимова служки - Николая Александровича Мотовилова. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, составленную на основе этих рукописей. Она вышла в свет в издательстве «Русский Паломник» и называется «Беседа прп. Серафима Саровского о смысле жизни». ***

«Служка Божией Матери и преподобного Серафима» - под этим прозванием со временем стал известен всему православному народу Николай Александрович Мотовилов. Из многих тысяч людей, приходивших к преподобному Серафиму Саровскому, Мотовилов удостоился, по особому Божьему внушению, наибольшего доверия: ему единственному была передана из уст в уста беседа «О цели христианской жизни», которая произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалёку от Саровской обители, и была записана самим Мотовиловым. Долгое время беседа хранилась в его бумагах и была обнаружена в 1902 году писателем Сергеем Александровичем Нилусом, которому вдова Николая Мотовилова, Елена Ивановна, передала бумаги своего мужа.

Драгоценные записочки, найденные в бумагах супруги Мотовилова, были переданы в Издательство через племянницу Нилуса Елену Юрьевну Концевич. До 1917 года было выпущено несколько изданий этой беседы, с которых перепечатывались все заграничные ее переиздания. Но накануне революции Нилус, окончательно обследовав рукопись, издал конечный выверенный текст, который был опубликован братством "Преподобного Германа Аляскинского" в 1968 г. и переиздан в журнале Русский Паломник. Этот текст издатели и публикуют без изменений с предисловием Нилуса. В этом предисловии Сергей Александрович отмечал: «За месяц до высочайшего повеления об ускорении производящегося в Святейшем Синоде дела о прославлении святого угодника Божия Серафима Саровского Господь привел меня опять в Саров и Дивеев. Из трех современниц о. Серафима, которых я встретил в первую свою поездку, я застал в живых одну только Елену Ивановну Мотовилову.

Сильно за эти годы сдала … Елена Ивановна: согнулся стан, стали меркнуть еще так недавно светлые и проницательные очи. Серафиму не нужно уже земных свидетелей его праведности, он зовет их к себе в места вечного упокоения, видеть и разделять с ним его славу, ту нетленную и вечно неувядающую славу, которую Господь от века уготовил всем любящим Его, "идеже лица святых, Господи, и праведницы сияют, яко светила"! Но свежесть ума и память не покинула еще родной старушки. Прошлое живет и расцветает в ея воспоминаниях, и время не имеет власти над ними!.. По просьбе моей и с разрешения игуменьи, Елена Ивановна дала мне целый короб бумаг, оставшихся после покойного ее мужа, Николая Александровича.

Всякий, кто интересовался житием о. Серафима, должен знать это имя, которое так тесно связано с именем батюшки и устроенной им Дивеевской женской обители. Непонятым жил этот человек, неоцененным и умер, но был он при жизни "служкой Серафимовым", как он сам любил называть себя, таким и после смерти остался. В бумагах его довелось мне найти такое сокровище, которое по справедливости может быть названо величайшим свидетельством веры. Этой драгоценностью, с сохранением всей своеобразности слога сороковых годов минувшего столетия на котором она написана, я и желаю поделиться с православным читателем». Кстати сказать, Сергей Александрович не сразу смог разобрать почерк Мотовилова, и, безуспешно пытаясь что-то прочесть, он взмолился: «Батюшка Серафим! Неужели же для того ты дал мне возможность получить рукописи твоего "служки", из такой дали, как Дивеев, чтобы неразобранными возвратить их забвению?» От души, должно быть, было это восклицание писателя. Так как наутро, взявшись за разбор бумаг, он сразу нашел эту рукопись и тут же получил способность разбирать мотовиловский почерк.

И вот как начинает свои воспоминания Николай Александрович Мотовилов: «Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка о. Серафим, начал беседу со мной на ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее. Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках. «Господь открыл мне, - сказал великий старец, - что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...» Я должен сказать тут, - отмечает Мотовилов, - что с двенадцатилетнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

«Но никто, - продолжал о. Серафим, - не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит. Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божиего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».

Так начиналась беседа преподобного Серафима со своим «служкой», ее продолжение вы найдете на страницах этой книги. А мы несколько слов скажем о том, как восприняло общество первое появление в печати рукописи Н.А. Мотовилова. Как отмечает Нилус, она вызвала, к великому прискорбию много недоуменных толков даже в той среде, которая, по благодати учительства, должна была, казалось бы, стоять во главе угла Православной Церкви. Осуетившееся человеческое сердце, по всем признакам, не могло вместить в себе во всей полноте того откровения, которое заключали в себе драгоценные слова рукописного свидетельства сотаинника преподобного Серафима, и отказывалось принять и верить возможности проявления действия наития Святого Духа Божия во всей полноте очевидности в смертном человеке.

"Вы с Мотовиловым проповедуете что-то вроде того сектантства Лабзина, которое процветало в известный период царствования Александра I, когда тоже благодать Духа Святого хотели видеть только в очевидных ее проявлениях: в теплоте, свете и благоухании. Отсюда недалеко и до "прелести"!" - Такие речи пришлось слышать вскоре писателю после появления рукописи Мотовилова в печати. Поэтому обращаясь к читателям Нилус писал: «Прошу простить меня всех православных, которых мой малый труд списателя мог повергнуть в соблазнительное недоумение, но вина моя только в том, что я не с достаточной силой подчеркнул, что чувственные проявления благодати Святого Духа, почившего на преподобном Серафиме, были даны просветленному зрению Мотовилова лишь по молитве старца и по молитве же святого старца как явление это, так и боговдохновенная эта беседа сохранена памятью Мотовилова "не для него одного, а через него для всего мира"».

 

*** В предисловии издатели пишут: «Рады представить Вам эту небольшую, но весьма ценную книжицу, содержащую в себе ответ на самый волнующий всякого человека вопрос: "В чем смысл моей жизни, чего ради я живу на этом свете?" Особо ценно то, что ответ на этот вопрос дает не просто философ, или мудрый человек, а тот человек, о верности слов которого говорит сама его жизнь. Через преподобного Серафима Саровского Сам Творец открывает эту тайну. Значение этого откровения так велико, что это, наверное, одна из самых драгоценных духовных жемчужин доступных нам на земле. Эта рукопись, долгое время находилась в неизвестности, но теперь она доступна всем.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать