У книжной полки. 15 декабря

15 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

А. Павловский. Привет со Святой Горы Афон. Путеводитель по Афону.

 

На земном шаре есть много красивых мест, созданных по слову Господа. Афон же принадлежим к числу лучших из них, по красоте. Своей вечно зеленой растительностью, высокими, крутыми горами, пропастями, Св. Гора имеет очень живописный вид с моря, окружающего ее с трех сторон. Путник, путешествующей по ее бесчисленным обителям, не успевает налюбоваться все новыми и новыми, постепенно открывающимися картинами, то сурово-величавой, то мягко привлекательной, природы Афона. Но не только природой привлекает к себе это святое место многочисленных паломников, но тем средоточием иноческой жизни, которая зародилась много веков назад, и по сей день является эталоном для всех, кто стремится к духовным подвигам. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая впервые вышла в свет в начале прошлого века. Она называется «Привет со Святой Горы Афон. Путеводитель по Афону». ***

Это репринтное издание, составленное А. Павловским и вышедшее в 1913 году, в свое время было посвящено 300-летию царствования дома Романовых. В книге передана атмосфера Святой горы, какой она была в начале ХХ века, представлена история Афона, начиная с древних времен до Рождества Христова, описаны природные условия Святой Горы и ее достопримечательности. Также автор рассказывает о разрядах монашества, об управлении на Афоне, знакомит с уставом, принятым в этом святом месте. Издание книги представлено в форме путеводителя, который с возможной полнотой и обстоятельностью обрисовывает Афонские обители, что является, по мнению автора, весьма полезным и настоятельным делом. Эта книга предназначается преимущественно для русских паломников. Поэтому, главное внимание в ней обращено на русские обители, как более интересующие православную Русь. Рассказывает автор и о греческих обителях, но они остаются на втором плане.

Как отмечает Павловский, «нельзя не упомянуть, что 15-ти летнее знакомство со Св. Горой, в течение которого он двенадцать раз посещал это святое место, может служить надежной гарантией в том, что все здесь написано беспристрастно и на основании вполне компетентных источников». О том, что заставило писателя начала 20 века написать эту книгу, говорится в предисловии следующее: «В русском обществе со­ставилось превратное мнение о насельниках Святой Афонской Горы. Такой предвзятый взгляд в значительной степени объясняется следующим обстоятельством. За по­следнее время в России подвизаются  под видом афонских иноков особые сборщики, ничего общего не имеющие с Афоном и его обителями. Таких самозванцев, конечно, следует наказывать, если они не могут представить удостоверения о своей принадлежности к той или иной афонской обители и действуют в России по законам, принятым российской духовной властью».

Но, как отмечает автор, «из-за таких людей нельзя относиться с пренебрежением ко всему Афону, как это, к сожалению, допускают наши многие периодические издания». По словам Павловского, большинство существующих в его время печатных публикаций об Афоне «было написано лицами, мало знакомыми с внутренней жизнью иночества и весьма мало потратившими времени на всестороннее изучение его». А ведь, тем, кто хоть раз слышал историю Святой Горы, известно, что ее Покровительница - Пресвятая Богоматерь, будучи во время своей земной жизни на Афоне, сказала: «Благодать Господа Бога да пребудет на месте сем, всего будет у них довольно при малом попечении, и жизнь не­бесную они получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века; а Я буду теплая Ходатаица пред Сыном Моим о месте сем и о живущих на нём». Эти слова Царицы Небесной дают уверенность православному человеку, что враги Афона никогда не восторжествуют о его погибели, и что Св. Гора вместе с своими насельниками будет существовать во веки веков».

И поэтому данная книга будет всегда актуальна, т.к. история, изложенная в ней, интересна и насыщена, и пусть прошло более ста лет с момента ее написания, не многое на Афоне изменилось за это время. А если что и изменилось, то это также интересно заинтересованному читателю, занимающемуся исследованием Святой Горы. К примеру очень занимательно современному паломнику узнать сведения, которые предоставлялись сто лет назад желающим посетить Св. Гору Афон. Во-первых, как пишет автор, паломники дореволюционной поры, должны были запастись на родине свидетельствами от Губернатора на выезд за границу, а затем, по приезде в Одессу, в одном из Афонских подворий достать себе паломнические дешевые паспорта и билеты на проезд».

В то время, по свидетельству автора, пароходы на Афон из Одессы ходили два раза в месяц по известным дням и стояли в Кон­стантинополе сутки. Этого было достаточно, чтобы сойти на берег, переночевать и осмотреть некоторые цареградские святыни. В Константинополе имелись следующие подворья: Св. Пантелеимоновское, Св. Андреевское, Св. Ильинское, Св. Троицкое, Св. Иоанна Златоуста, Положения Пояса Богоматери, Св. Николая Чудотворца „Белозерская" и Крестовоздвиженская. Все они были расположены в Галате, недалеко от берега и почти рядом друг с другом. На все пароходы, на которых прибывали паломники, выезжали из этих подворий иноки и встречали богомольцев, а также и провожали их в дальнейший путь.

На Афоне — пристань Дафни — также выезжали на пароходы от всех русских обителей иноки и спрашивали паломников, куда они желают отправиться. Эти иноки заботлись о багаже и паспорте. Им вполне можно было довериться. На Дафни почти все большие русские обители имели свои помещения, так как пароходы прибываи по большей части поздно. С Дафни паломники с своими провожатыми расходились и разъезжались по обителям, в которые они приехали (список обителей представлен на страницах книги). Пробыв несколько времени в монастыре, паломни­ки отправлялись в путешествие по Св. Горе. Все сведения о путешествии, о маршруте, можно было получить только на месте, так как эти маршруты менялись в зависи­мости от обители, из которой шли по горе паломники, а также от времени и количества путешествую­щей партии паломников.

Здесь немного наше внимание заострим на природных условиях Святой Горы, по всему периметру которой, по свидетельству Павловского, почти нет ровных мест. Поэтому Афонские дороги не пригодны к колесной езде, за исключением границы Афона, где весь горный хребет сливается с уровнем страны. На пике св. горы проложена дорога, исправленная еще Патриархом Иоакимом III, в бытность его проживания на Афоне, на личный счет Его Блаженства. А афонским красотам посвящено прекрасное стихотворение, написанное архиепископом Черниговским Филаретом. Часть этого стихотворения автор приводит на страницах книги.

 

Гора Афон, гора святая,

Не знаю я твоих красот

И твоего земного рая

И вкруг тебя шумящих вод.

Я не видал твоей вершины,

Как шпиль твой впился в облака,

Какие на тебе картины,

Каков твой вид издалека.

Я не видал, гора святая,

твоих стремнин, отвесных скал,

И как прекрасна даль морская,

Когда луч солнца догорал.

Я рисовать тебя не смею;

Об этих чудных красотах

Сложить я песни не умею:

Она замрет в моих устах.

Одно, одно, лишь знаю верно

 Я о тебе, гора чудес,

Что ты таинственна безмерно

И недалека от небес.

 

Наверно, чувства, которые описаны в этом стихотворении испытывали все паломники, прибывшие на Афон, Поэтому, как отмечает автор, если они имели свободное время, то, старались посетить всю гору. Для путешествия по горе каждая русская обитель имела опытных провожатых из своих иноков, которые отлично знали местность. В русских обителях паломники всегда получали приют и провизию. Денег с них за это не спрашивали, но каждый паломник жертвовал по своему усердию и достатку. Обыкновенно паломники скапливались на Афоне по­сле путешествия их в Палестину. Но много паломни­ков было и перед путешествием их в Иepyсалим. Последние ждали кругового парохода, на котором отправлялись в дальнейшее путешествие.

 

*** В начале 20 века этот путеводитель по Афону был переиздан четыре раза, и именно четвертое его издание переработанное, с некоторыми новыми данными, а также с кратким патериком святых, воссиявших на Св. Афонской Горе, представлено на страницах данной книги. И, как отмечает автор в предисловии книги, «мы можем только просить Господа, чтобы этою книгою утвердилась и укрепилась уверенность в сердце православного народа о том, что не все то правда, что пишется в современной печати об Афоне, и что благодать Божия и по­ныне не оставляет своим небесным осиянием Св. Афонскую Гору».

Благослови Господь смиренный труд наш!
 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать