Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Училище благочестия или примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых.
По словам прп. Антония Великого, «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию». Но как узнать ее, как понять, соответствует ли жизненный путь или сделанный нами выбор воле Божественной? Как учат святые отцы, волю Божию нам открывает Священное Писание и Священное Предание. Святитель Иоанн Тобольский в своей знаменитой книге «Илиотропион» говорит об этом так: «Воля Божия вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божиим и церковными постановлениями. А потому мы должны при любом сомнении допытываться: чего требуют от нас заповеди Божии и церковные Предания». Кроме того, по словам святителя, «для уразумения воли Божией» «есть и другие источники». К ним святой отец относит «истинно по-христиански живущих толкователей воли Божией»: духовных наставников и воспитателей, родителей и других благочестно живущих людей. Воля Божия открывается нам и через чтение житийной литературы, в которой мы видим многочисленные уроки благочестивой жизни. Такие уроки собран и на страницах книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Училище благочестия или примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых» ***
Книга «Училище благочестия», выпущенная в свет издательством Сибирская Благозвонница, в 19 веке была одной из самых известных православных книг для юношества. С первого издания 1813 г. на протяжении столетия, до 1915 г., книга переиздавалась 19 раз. Она удостоилась благословления Синода, высоко ценилась юными и взрослыми читателями. Так, например, из жития святителя Игнатия (Брянчанинова) известно, что в юные годы любимою его книгою было: «Училище благочестия» в пяти томах старинного издания. Как говорится в житии, «Книга эта, содержащая краткое изложение деяний святых и избранные изречения их, весьма соответствовала настроению отрока, или, вернее, она настраивала его дух, предоставляя святым повествованиям и изречениям духоносных мужей самим действовать на него, без посредства посторонних пояснений».
Автором этой книги стал Григорий Иванович Мансветов, ученый-богослов, обер-священник русского флота, член Святейшего Синода и придворный протоиерей. Автор трудов «Обязанности домашнего общества по разуму древних христиан»; «Изъяснение на литургию»; «Разговоры о воспитании» и др. Кроме того он являлся сотрудником журнала «Новая детская библиотека». За литературные труды - был избран в Императорскую Академию наук, почетным членом Общества словесности, наук и художеств. Из его краткого жизнеописания известно, что родился Григорий Иванович 28 января 1777 года в Тобольске, в семье священника Тобольской градской Андреевской церкви. Родовая фамилия его была не Мансветов, а Мисюрев. Изменилась она, по обычаю того времени, в годы обучения его в семинарии, по распоряжению начальства из желания обозначить фамилией отличавшее его от всех других качество кротость и незлобие ("mansuetus" в переводе с лытыни означает – кроткий, скромный).
Обучался юноша в Тобольской духовной семинарии и Александро-Невской академии, а по окончании курса, с 1788 г. состоял в первой из них учителем высшего красноречия, математики и немецкого языка. Женившись на дочери Тобольского купца Анне Седых, Григорий Иванович 9 сентября 1799 г. был рукоположен в сан диакона, а в 1803 г. - во священника. Тогда же был назначен к местному кафедральному собору, а сверх того членом консистории и цензором проповедей. К слову сказать, известность ему принесли проповеди, произнесенные перед воинами 24-й дивизии накануне Отечественной войны (в 1810 и 1811 гг) в бытность его священником Ширванского полка. Проповеди пользовались такой популярностью, что унтер-офицеры получили приказ переписывать их и читать воинам в свободное время. 28 октября 1828 г., он стал обер-священником армии и флотов. А в следующем году его «Сборник кратких христианских поучений к воинам» вышел отдельным изданием для всеобщего ознакомления в полках и учебных командах и впоследствии выдержал четыре издания.
Стоит добавить, что какое-то время отец Григорий был законоучителем высших классов гимназии, и поэтому хорошо знал, что духовные повести и жития святых, составленные летописцами, часто представляют для юношества определенные трудности при чтении. Взяв на себя труд перевести благочестивые повести с языка старых русских книг на современный, автор приступил к прилежному чтению самих Четьих-Миней. Авторское название книги «Детская Четьи-Минея» по благоволению Св.Синода сменилось на «Училище благочестия». В книгу вошли сокращенные жития святых из Четьи-Миней, Пролога (Синаксаря), откуда были взяты поучительные слова Василия Великого, Иоанна Златоуста и многие другие жития. По традиции жития располагались по месяцам и дням года, так, как и в первоисточниках. Названия отрывков отсылали не к именам святых, а к сюжету историй, таким образом, чтобы законоучитель или священник церковно-приходской школы или сам юный читатель легко мог найти подходящий по случаю текст.
Для примера откроем настоящую книгу, которая повторяет собой издание 19 века. Краткие истории из житийных повествований здесь также расположены в соответствии месяцесловом. Первый день – это естественно, 1 января, только старого стиля. Сегодня это 14 января и русский народ отмечает, как это не парадоксально звучит, Старый новый год. А в Церкви в этот день мы празднуем Великий праздник Обрезания Господня, а также память святителя Василия Великого. Историей из его жизни и открывается данная книга. А какой урок благочестия она нам дает, давайте узнаем. Автор пишет: «Евсевий, градоначальник Кесарийский и родственник царский, вздумал одну вдову, молодую и богатую, по имени Вестиана, отдать в супружество своему любимцу, который несколько раз без успеха старался получить руку её. Как скоро Вестиана узнала, что ей предстоит насилие, немедленно ушла в церковь и объявила святому Василию, сколь бедственны её обстоятельства.
Защищать беззащитных было приятнейшим удовольствием для угодника Божьего. Он приемлет вдовицу под своё покровительство. Разгневанный градоначальник повелевает воинам окружить церковь, исполнители беззаконной воли его повсюду ищут Вестиану, не уважая святыни. Идут в дом святого Василия, но, сколько ни искали её, труд их был напрасен; ибо святой Василий, опасаясь, чтоб Вестиану с наглостью не исторгли из церкви, приказал тайно проводить её в девический монастырь к сестре своей, преподобной Макрине. Раздражённый Евсевий призывает к себе святого Василия; делает ему жестокие укоризны и клянётся пытками заставить его сказать, где сокрыта жертва его насилия. «Я готов на все казни,– отвечает ему святой,– повели растерзать меня, повели источать по капле хладную кровь мою, но тайны не открою; моё тело в твоих руках, но дух мой в руке Божией».
Может быть, - отмечает автор, в самом деле, смертью праведника кончился бы гнев и ярость градоначальника; но граждане узнали, что великий святитель их в опасности. Вдруг не только граждане, но и жёны, даже дети, вооружившись, кто чем мог, устремились к дому градоправителя, требовали крови его за святого отца и пастыря своего. Злодей ужаснулся; ярость переменил на отчаяние. А Василий Великий, выйдя к народу напомнить ему, долг подчинённости, представил, сколь ужасны следствия бунта, и среди благословений народных возвратился в дом свой. Где столь непоколебимое великодушие против насилия? Где столь надёжное покровительство для невинности, и сверх того, где толикая кротость против своего гонителя?.. О, христиане! – завершает автор свой рассказ. - Возьмите пример с Великого Василия».
В заключение стоит напомнить, что за свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», как «светило и око вселенной», как «учитель догматов» и «палата учености». За свою короткую жизнь (а почил он на 50 году), святитель Василий оставил нам множество богословских трудов, о которых известный русский богослов и историк Церкви 19 века, архиепископ Филарет Гумилевский, писал: «Великий пастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним: он вития-проповедник, догматико-полемик, толкователь Писания, учитель нравственности и благочестия, и наконец - устроитель церковного богослужения». Рассказы о Богодухновенном происхождении литургии святителя Василия Великого, а также о праведной кончине святого отца, вы также найдете на страницах этой книги.
*** Книга Григория Ивановича Мансветова «Училище благочестия», была очень популярна в 19 веке, востребована она и в настоящее время. Ведь сборник, вобравший в себя множество поучительных повествований из сохранившихся жизнеописаний известных древних святых Православной Церкви, в любом веке найдет благочестивого читателя. Потому как собранные на страницах сборника христианские уроки благочестия, веры, нравственности и аскетизма угодников Божиих являются немеркнущими страницами христианской святости и образцами для подражания во всякую христианскую эпоху. И читатель, обратившись к этой книге, получит немалую духовную пользу и спасительные советы на пути следования за Христом и Его святыми.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!