У книжной полки. 13 января

13 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сергей Иосифович Фудель. Путь отцов.

 

«Как читать отцов-подвижников нам, мирским людям, и как их учение может войти в нашу жизнь?» Над этим вопросом в 20 столетии размышлял известный сегодня многим религиозный писатель Сергей Иосифович Фудель. Изучение Священного Писания и святоотеческих творений, и долгие раздумья над прочитанным, нашли свое отражение в литературном труде писателя под названием «Путь отцов». В 60-х «оттепельных» годах религиозный самиздат подхватил книги Фуделя, и одной из пер­вых в его обращении стал «Путь Отцов», несмотря на необыч­но большой для такого способа распространения объем в две с половиной сотни машинописных страниц. По словам протоиерея Владимира Воробьева, «в то время, когда даже Евангелие найти было трудно, когда «глад слышания слова Божия» достиг небывалой силы, эта и после­дующие работы Сергея Иосифовича «жадно читались ищущими веры и духовной жизни». С любовью собранные Сергеем Фуделем слова, приоткрывающие духоносную жизнь святых, как «приоткрытые двери в их кельи», стали источником вдох­новения для многих. Книгу Сергея Иосифовича Фуделя «Путь отцов», выпущенную в свет в Издательством «Русский путь», мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Как говорится в предисловии книги, религиозный писатель Сергей Фудель родился 31 декабря 1900 года (по старому стилю) в семье известного московского пастыря протоиерея Иосифа Фуделя, в то время - священника Бутырской тюрьмы. По окончании гимназии учил­ся на историко-филологическом факультете Московского университета, а затем — на отделении русского языка и литературы Московского Военно-педагогического института. В гимназические годы, и после, посещал заседания Религи­озно-философского общества памяти Владимира Соловьева. Был знаком со многими выдающимися мыслителями и деятеля­ми культуры, принимал участие в организации лекций отца Пав­ла Флоренского. С юности был близок к старцам Оптиной и Зосимовой пустыней.

В его жизни уместились три ареста, двенадцать лет тюрь­мы и ссылки, а между ними — годы войны, проведенные в армии. Так, 23 июля 1922 года Сергей Фудель был арестован за деятельность, направлен­ную против «обновлен­ческого» церковного раскола, в частности за распространение нелегально отпечатанного послания святителя Агафангела (Преображенского) к верным чадам Православной Русской Церкви. В декабре Сергей Иосифович был отправлен по этапу в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), а затем село Княж-Погост Усть-Вымского уезда, где отбывал ссылку до 1925 года. На этапе и в ссылке близко общался со многими выдающимися иерарха­ми Русской Церкви, впоследствии прославленными в качестве ее новомучеников: митрополитом Кириллом (Смирновым), ар­хиепископом Фаддеем (Успенским), епископом Афанасием (Са­харовым), епископом Николаем (Добронравовым).

По возвращении из ссылки Фудель жил в Москве, работал экономистом, затем старшим научным сотрудником Института плодо­овощной промышленности. 1 января 1933 года последовал но­вый арест по обвинению в «антисоветской агитации», а также «недонесении о контрреволюционном преступлении» троюрод­ной свояченицы, которая предоставляла греческому посольству «информацию о положении русской интеллигенции, о положе­нии церквей при советской власти, о гонениях на Церковь». В феврале Сергей Иосифович был отправлен в ссылку на стан­цию Явенга между Вологдой и Архангельском. 30 мая его отосла­ли на работы по лесозаготовке в лагере близ г. Вельска (Архан­гельская область). В июле переведен для отбывания ссылки в Вологду, где находился до января 1936 года.

В 1936-1942 годах семья Фуделей жила в Загорске (ныне Сер­гиев Посад). В годы Великой Отечественной войны Сергей Иосифович служил рядовым в войсках, отвечавших за охрану воинских грузов. По возвращении в 1945 году устроился на работу в Москве секрета­рем кафедры Военного института иностранных языков. В мае 1946 года он был арестован по делу об «антисоветском церковном подполье». Последовало семь месяцев заключения в Бу­тырской тюрьме, затем пятилетняя ссылка в Красноярский край, отбыв которую Фудель поселился в городе Усмань Воронежской области. Некоторое время он работал здесь счетово­дом, подрабатывал частными уроками английского языка. Пятнадцать последних своих лет Сергей Иосифович прожил во Вла­димирской области, в Покрове, где служил псаломщиком. Скончался писатель 7 марта 1977 года и был похоро­нен на местном кладбище.

Свою первую литературную работу «Моим детям и друзьям» Сергей Иосифович написал в 1955-1956 годах. Вскоре после этого начался труд над «Воспоминаниями» и антологией «Путь Отцов». Затем последовали и другие литературные произведения, которые в России стали публиковаться в лишь с 1991 года. В 2001-2005 годах издательство «Русский путь» на основе выверенных текстов, сохраненных друзьями автора, опуб­ликовало трехтомник, в который вошли все предназначавшиеся для печати произведения Фуделя, а также выявленные к тому времени письма. Рассказывая о книге «Путь Отцов», автор предисловия протоиерей Николай Балашов отмечает, что «первоначальную редакцию антологии Фудель завершил в Усмани 23 марта 1957 года, в канун Крестопоклонной недели Великого поста. Основой послужили составленные им за первые годы после возвращения из сибирской ссылки тетради «выписок из творений и писем Отцов-подвижников».

Главным образом, - говорит отец Николай, - они были почерпнуты из «Добротолюбия» в русском пе­реводе святителя Феофана Затворника. Немало выписок было сделано и из других подвижнических творений: «вопросоответов» Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, слов преподобного Си­меона Нового Богослова, наставлений преподобного Серафима Саровского, изречений русских подвижников благочестия 18 и 19 веков, сочинений святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, писем старца Амвросия Оптинского, дневниковых записей аввы Силуана Афонского. Заглавие работе, возможно, было дано не без влияния также составленной в основном из святоотеческих цитат книжки «Забытый путь опытного богопознания», выдающегося русского православного писателя и философа Михаила Александровича Новоселова, старшего друга Сергея Иосифовича в дни его юности.

«Вообще, - как свидетельствует отец Николай, - образ простираю­щегося вдаль пути, восходящий, конечно, к евангельским сло­вам Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), принад­лежал к числу излюбленных метафор Фуделя в его эпистоляр­ном и литературном творчестве. Этим внутренним прозрением 22-летний автор впервые поделился в письме другу из усть-сысольской ссылки: «Перед глазами все время стоит образ какой-то дороги, пути. А в ушах все время звучит голос — не то тревоги, не то радости. Ах, как иногда ясно видишь эту дорогу, как иногда близко слышишь этот голос (не то тревожный, не то радо­стный). Один путь, один путь. Как бесплодные стручки отпадают сомнения, отходит туман нерешительности. Усыхает в душе сладость мира. Все упрощается в ней (точно стараясь найти свою первоначальную простоту) упрощением истины и для истины, для всецелого погружения в нее, в Церковь, для безоговорочного отдания себя ей со мыслью, словом, желанием, вкусом, трудом, волей; упроще­нием дороги и пути и того голоса, для разоблачения той сложности, которою маскируется беспутность лени»».

О том, что именно в запертой бутырской камере ощутимо от­крылась перед ним «большая и радостная дорога» следования по проселкам галилейским в поисках образа Учителя, Фудель написал в Усмани в «тюремной» главе своих «Воспо­минаний». Еще остерегаясь считать себя «писателем» и укрываясь сми­ренной ролью «переписчика Отцов», Сергей Иосифович ви­дел теперь свою задачу в том, чтобы во времена недоступности святоотеческой литературы для подавляющего большинства ве­рующих в России поделиться хоть с кем-то — прежде всего с близкими людьми — теми огненными словами, от которых в прожитые годы загоралось его собственное сердце. Несмотря на краткость авторских обобщений и комментариев, связующих воедино более чем тысячный массив выдержек из библейских, литургических текстов и творений свыше семидесяти духовных писателей разных времен, «Путь Отцов» — не просто хорошая коллекция цитат. Это глубоко пережитый духовный опыт автора от­крывается здесь на каждой странице. Не доверяя себе, Фудель отдал рукопись на отзыв старо­му другу по зырянской ссылке — строгому подвижнику епископу Афанасию (Сахарову). И получил одобрение святителя, а впоследствии также старцев знаменитой Глинской пустыни. Сегодня этот труд доступен более широкому кругу читателей.

 

*** В конце жизни Сергей Иосифович определял цель этой своей книги так: «Дать современному христианину, живущему "в миру", сбор­ник для чтения по монашеской аскетике, вне которой непонят­но то первохристианство, к которому, очевидно, постепенно бу­дет возвращаться ход церковной истории». Составитель стре­мился к преодолению привычного для многих раздвоения христианства на «жизнь духовную для монахов и жизнь недухов­ную для мирян»" — раздвоения, доставшегося в качестве «самого тяжкого наследства» от ушедшей долгой эпохи церковного бла­гополучия. Много было скорбного в жизни этого человека, но Сергей Фудель прожил жизнь и встретил смерть с песнью благодарности Богу в душе. Он стремился поделиться с другими, особенно с молодыми. Поделиться прежде всего свидетельством о том, что значила для него Церковь Православная, и он засвидетельствовал это в своих произведениях, и в частности в книге «Путь отцов».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать