У книжной полки. 13 мая

13 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Благодатная сила молитвы. Покаяние - путь ко спасению. Живая вера - дар Божий.

 

По словам монахини Игнатии (Пузик), образ святителя Игнатия (Брянчанинова) привлекает к себе многих исследователей его жизни и творений. Его жизненный путь, отличающийся от пути многих подвижников, привлекал к себе и русских писателей, и русские журналы и газеты, которые начиная с 1867 года (это год кончины преосвященного Игнатия) изобиловали статьями и очерками, посвященными личности и трудам святителя. Жив образ святителя и для современных нам христиан, ищущих свое спасение в Православной Церкви, а строки произведений этого незабвенного подвижника вновь и вновь становятся немеркнущим, живым источником внутренней жизни верующего человека. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию три небольших сборника, составленных по трудам святителя и выпущенных в свет издательством Благовест. Подробнее об этих сборниках – далее в нашей программе. ***

Первая из книг называется - «Благодатная сила молитвы». В ней собраны изречения святителя Игнатия (Брянчанинова) о молитве, взятых из его многочисленных творений. Здесь же составитель Сергей Милов предлагает краткое житие святителя, к которому мы сейчас также обратимся. Как говорится в предисловии книги, «Один из светочей русского монашества - святитель Игнатий (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 (18) февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской области. По своему происхождению он принадлежал к старинному дворянскому роду Брянчаниновых, родоначальником которого в свое время стал боярин Михаил Бренко, бывший оруженосцем святого благоверного князя Димитрия Донского. Отец святителя Игнатия — Александр Семенович — был человеком глубоко верующим, хранил традиции своей семьи. В селе он построил храм, прихожанином которого и являлся. Мать будущего святого — София Афанасьевна — была женщиной образованной и скромной, всю себя посвятила домашнему хозяйству.

В пятнадцать лет отец отвез Дмитрия в Военно-инженерное училище в Петербурге, однако сам юноша хотел служить не в войсках, а Богу, так как уже тогда выразил желание «поступить в монахи». Тем не менее курс в училище Дмитрию пришлось окончить, и сделал он это блестяще - в 1826 году он сдал экзамены первым по списку. Обучаясь в училище, Дмитрий стал главой кружка почитателей «святости и чести», что привлекло к нему не только его соратников, но и преподавателей и даже профессоров. Известно, что к юноше с любовью и вниманием относился сам император Николай I. В 1827 году Дмитрий получил отставку и сразу же поступил послушником в Александро-Свирский монастырь под духовное руководство иеромонаха Леонида (будущего старца Льва Оптинского).

В конце 1830 - начале 1831 годов Дмитрий посетил Семигороднюю Успенскую пустынь, где написал один из первых своих духовных шедевров - «Плач инока». Спустя некоторое время - в июне 1831 года - он был пострижен в монашество с именем Игнатий, в честь священномученика Игнатия Богоносца. Спустя еще полгода, будучи уже в сане иеромонаха, святитель Игнатий стал настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. Обителью он управлял до 1833 года, когда по личному решению императора Николая I получил в управление Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. В следующем, 1834 году, святитель Игнатий был возведен в сан архимандрита, обителью же он управлял до 1857 года. За это время он превратил некогда запущенную пустынь в настоящий источник духовной жизни. Также в эти годы святитель Игнатий на 11 месяцев удалялся на покой в Николо-Бабаевский монастырь, но позже опять возвратился в пустынь.

Свое главное назначение в жизни святитель Игнатий получил в октябре 1857 года — в это время он был рукоположен в епископа Кавказского и Черноморского. На этом служении он провел четыре года и приложил немало трудов, чтобы обустроить жизнь епархии, как в материальном, бытовом, так и в духовном смыслах. Однако заботы о епархии не отвлекли святого от главного — монашеского делания. Именно в годы служения на Кавказе святитель Игнатий внимательнейшим образом постигал иноческое делание, аскетику, практику стяжания святости. В эти годы им были написаны такие работы, как «Приношение современному монашеству», «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери». По воле Божией ему предстояло еще сильнее сосредоточиться на монашеском делании и написании духовных работ. В 1861 году, в связи с болезнью, епископ Игнатий был снова переведен в Николо-Бабаевский монастырь. Здесь он и написал свои известные труды: «Слово о смерти», «Отечник», «Аскетические опыты».

Возвращаясь к содержанию этого сборника, отметим следующее. Говоря в своих трудах о молитвенном делании, святитель показывает, что суть подвига и опора жизни христианина — это молитва. Т.е. устремление души к Богу, а в идеале - богообщение. Но для успешного прохождения молитвенного подвига требуется соблюдение важных условий — стяжание смирения, покаянного духа, чтение Св. Писания, в первую очередь, Евангелия. Именно такая подготовка, конечно же, вместе с искренним желанием, жаждой общения с Богом, по мысли святителя Игнатия, могут привести человека к подлинному духовному диалогу со своим Творцом. Изречения святителя, касающиеся покаянного делания христианина, собраны в другом сборнике – «Покаяние - путь ко спасению». Как отмечает составитель книги Ирина Санчес, «земная жизнь православного христианина - это великая школа, все уроки которой направлены на изучение одной-единственной темы: «Спасение души». Все мы, учась в этой школе, постигаем азы нравственного закона, основанного на Божественной заповеди о любви.

К сожалению, каждый из нас, применяя в своей духовной жизни приобретенные крупицы знаний, ежедневно совершает множество ошибок. Какие-то из них случаются по неразумности, какие-то из-за лени, какие-то из-за упорного нежелания ломать привычные устои. Одни ошибки остаются незамеченными, тогда как другие (причем таких большинство) оставляют глубокий болезненный след в душе и требуют исправления и лечения. Именно такой «лечебницей», врачующей духовные раны, является Таинство Исповеди. Учиться правильно исповедоваться, а, главное, каяться - важнейшая задача каждого христианина, ведь покаяние занимает главенствующее место в христианском мировоззрении, потому что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «Первая проповедь и заповедь, произнесенная вочеловечившимся Богом падшему человечеству, которое Он пришел спасти, была о покаянии». В своих творениях святитель Игнатий, названный за содержание своих многочисленных трудов «учителем покаяния», учит нас тому, в чем заключается суть и необходимость покаяния перед Богом в своих грехах для каждого христианина, каковы этапы и условия покаяния и исповеди, а также духовные плоды покаянного подвига. Поэтому и в настоящей книге собраны размышления святителя Игнатия, раскрывающие все эти вопросы.

Следующая книга называется – «Живая вера - дар Божий». В ней собраны изречения святителя Игнатия, также избранные из разных его творений, посвященные вопросам христианской веры. Цитируя слова апостола Матфея: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29) – составитель книги отмечает, что это выражение, очень часто встречающееся в Евангелии, употребляется многими людьми в качестве известного высказывания. Но, тем не менее, мы редко понимаем, что же такое вера и каков путь ее развития в душе христианина. Многие богословы, отцы Церкви, святые размышляли о понятии веры, о поиске истины. Человеческая душа по своей природе духовна и, пребывая на земле, подсознательно тянется к Богу, ко всему светлому, доброму и правдивому. Но следует помнить, что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), только «одна вера во Христа доставляет познание Истины».

Понятие веры является сложным для нашего разумения. С одной стороны, это совокупность богословских знаний, накопленных веками, а с другой, - это и колоссальная духовная работа на ниве собственной души и светлая радость сердца, открывшегося Богу. В настоящей книге собраны размышления святителя Игнатия (Брянчанинова) о необходимости хранить чистоту православного вероучения, о благодатном действии веры на жизнь человека, о понимании веры не только как системы богословских знаний, но, прежде всего, как образа жизни. Данная тема всегда была и будет актуальна для всех, стремящихся к искренней вере, ко спасению во Христе.

 

*** Святитель Игнатий Брянчанинов прошел путь от монастырского послушника до настоятеля обители, а затем и архиерея. При этом для своих подчиненных он был не только администратором, но и духоносным старцем. Таковым он продолжает оставаться для всех тех, кто хоть как-то соприкасался с его творениями. А они, надо заметить, настолько многообразны, что поучения и духовные советы святителя актуальны для всех - и для монахов, и для мирян. Великий учитель покаяния епископ Игнатий отошел ко Господу 13 мая 1867 года. К лику святых в чине святителя он был причислен Русской Православной Церковью 6 июня 1988 года. В том же году его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь города Ярославля, где и пребывают ныне. Память святого совершается 13 мая.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать