Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Анатолий Правдолюбов. В чем каяться на исповеди.
Таинство Покаяния является одним из самых необходимых для спасения души, поэтому святые отцы называют его вторым крещением. Кроме того, как учит преподобный Симеон Новый Богослов, «покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда». «Слава Господу, - говорит преподобный Силуан Афонский, - что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться». Да, безгрешных людей, как известно, нет, и только через покаяние и исповедь можно спасти душу. Но что мы знаем об этом Таинстве? Многие из тех, кто впервые приходят на исповедь, задаются вопросом: «А что говорить? Какие грехи есть у меня?» Впрочем, не только новоначальным требуется практическое руководство, помогающее понять: «а в чем же каяться?», но и тем, кто давно ходит в храм и старается как можно чаще очищать свою душу Таинством Покаяния. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая заключает в себе душеполезное чтение для всех, кто готовится к исповеди. Она вышла в свет в издательстве Отчий дом и называется – «В чем каяться на исповеди»
Автор этой книги, протоиерей Анатолий Правдолюбов, произошел из старинного священнического рода Рязанской земли. В течение нескольких веков (по некоторым сохранившимся документам и преданиям этот род известен с середины XVIII века) трудились здесь священнослужители Правдолюбовы на ниве Божией, собирая и тщательно храня великое Духовное сокровище православного богослужения, духовничества, проповедничества, церковного пения. Свою неразрывную связь с Рязанской землей, с родным Касимовым протоиерей Анатолий ощущал с отроческих лет и переживал ее остро и высоко. Уже в конце жизни он записал в своих воспоминаниях о возвращении в 1923 году в родной город из Вятки, где в течение нескольких лет пришлось служить его отцу:
«Когда весь этот неимоверной трудности путь остался позади и ранним туманным утром пред нами предстал весьма красивый в те времена силуэт родного Касимова, как было отрадно ощущать, что вернулись мы к своим, в свои родные места. Киев, при всем его священном содержании, при всей его духовной близости каждому русскому сердцу, был все-таки родиной моей не вполне. Я, конечно, очень рад, что родился в святом древнем городе. … Но корни наши все тут — в Касимове, около Касимова, где мы сейчас обретаемся. Тут кости наших предков, тут памятные места их жизни и служения, тут наши местные многие святыни, тут самый воздух, самые дерева, луга и пашни — родные искони. Правда, много, много слез пролито именно здесь, на Касимовской земле, много тяжких воспоминаний, но и отрадного немало — оно перебарывает воспоминания скорбные, и радует какой-то непрестанной-нетленной радостью наши сердца».
Из этого небольшого воспоминания становится понятно, что будущий пастырь родился в Киеве. Произошло это событие в 1914 году семье студента Киевской Духовной Академии Сергия Анатольевича Правдолюбова, будущего протоиерея, выдающегося проповедника, священноисповедника, и Лидии Дмитриевны Правдолюбовой, урожденной Федотьевой, его верной спутницы жизни, незаурядной музыкантши и тонкого знатока русской словесности. В 1929-1935 годах Анатолий служил псаломщиком в храме, учился музыке. В 1934 году - пытался поступить в Музыкальный техникум в Москве, но не был допущен до экзаменов из-за своего происхождения и служения. В 1935 году в жизни Анатолия наступил крутой перелом. Вместе с отцом, протоиереем Сергием, и дядей, протоиереем Николаем Анатольевичем Правдолюбовым, он был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1940 года. Это были уже совсем другие «университеты», экзамен которых отец Анатолий выдержал с честью. Из этих «университетов» он вынес ту особую, исповедническую благодать, которая в впоследствии почила на его священническом служении и сделала его одним из самых известных и значительных пастырей своего времени.
После освобождения Правдолюбов работал на заводе в Касимове, женился. В 1944 г. был отправлен на войну. Получив тяжёлое ранение, вернулся домой. Он хотел посвятить жизнь музыке, но выбрал священническое служение. Его духовником наставником был его же отец — Сергий Правдолюбов. В период с 1950 по 1958 гг. отец Анатолий служил в храмах Михайлова, Скопина. В 1955 г. он стал настоятелем Вознесенской церкви в Спасске. Все тридцать три года священнического служения отца Анатолия были наполнены многими скорбями. Ему довелось на себе испытать и тяготы сталинского времени, и хрущевские гонения на Церковь. Но не это было главным в жизни отца Анатолия. Главное было в том, что он служил у престола Божия, и служил так, как научился служить у своего отца, у своих дедов, у славного поколения своих предшественников по священному сану, которые сумели в души своей паствы вложить такой запас веры, любви и верности Христу, что его хватило на восемь десятилетий советской богоборческой власти.
Протоиерей Анатолий Правдолюбов отошёл ко Господу в 1981 году. После себя он оставил немалое литературное наследие, которое включает в себя несколько томов проповедей, домашние беседы (предпасхальные, пасхальные, беседы, посвященные двунадесятым праздникам, апостолам, девяти чинам ангельским и другие), чтения на Успенских молебнах. Значительную часть этого наследия составляют воспоминания. Чего бы ни касались эти воспоминания — пребывания на Соловках, фронтовой ли страды, священнической ли деятельности, — в них всегда присутствует стремление предостеречь от какой-то ошибки, помочь читающему, в первую очередь, конечно, своим детям, взглянуть на жизнь во всех ее разнообразных и многосложных проявлениях с Православной точки зрения. Воспоминания написаны живо и увлекательно, так что, дочитав их до последней страницы, испытываешь глубокое сожаление от того, что они уже никогда не будут продолжены. Обширно и до сего дня востребовано музыкальное наследие отца Анатолия.
В своей книге «В чём каяться на исповеди» отец Анатолий подробно раскрывает жизнь христианина в современном мире с точки зрения десяти заповедей Закона Божия. О Таинстве Покаяния он в частности пишет: «После Крещения от Иоанна во Иордане начал Господь наш Иисус Христос проповедовать народу израильскому Евангелие спасения от рабства греху и смерти, и первым словом этой великой проповеди был призыв к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). И потом Спаситель не раз повторял эти слова. Однажды увидел Он человека, сидевшего на месте сборщика податей, по имени Матфей, и позвал его за Собой. Не было в древней Иудее людей более презираемых и ненавидимых, чем мытари, сборщики податей. Потому простое и кроткое обращение Учителя, за Которым шло множество народа, враз изменило душу Матфея, и он пошел за этим Учителем, оставив позади себя не только свою мытницу, но и всю свою прежнюю жизнь, исполненную греха и неправды. И тем дал нам образ истинного покаяния.
Матфей сотворил в своем доме вечерю — праздничный ужин в честь своего Учителя и его учеников, и на эту вечерю многие мытари и грешники пришли и возлегли вместе с Ним и учениками Его (Мф. 9,10). Вот тут-то и восстали на Иисуса фарисеи, считавшие себя праведниками и строго соблюдавшие правила и обычаи, которых со времени Моисея накопилось очень много. Нельзя было, по понятиям ветхозаветных «праведников», общаться с мытарями и грешниками: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? (Мф. 9,11). В ответ на это Господь сказал слова, которые давали и дают надежду на прошение и спасение всем грешникам: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 12-13).
Так что же, Господь отвергает праведников? Спасает только грешных? Да, - говорит отец Анатолий, - именно так. Не осознав себя грешником пред Богом и людьми, не может человек войти в число учеников Христовых, сколько бы добрых и хороших дел он не совершил, сколько бы часов ни стоял на молитве каждый день, сколько бы не поучался в мудрости святых отцов. Почему так? Потому что грех, понятый только как неправедное деяние, еще не исчерпывает всей глубины греховной поврежденности человека, греховной скверны, по словам святых отцов, исказившей, повредившей душу человека со времен грехопадения праотцев. В самой своей последней глубине грех — это отпадение от Бога, стремление жить по своей воле, оставив Богу место где-то на периферии своей жизни, своих желаний, своих стремлений. Из этой неосознанной, непонятой настроенности души рождаются потом все греховные дела».
Готовясь к исповеди, нужно строго и тщательно испытывать себя во всех своих делах и мыслях, насколько они соответствуют заповедям Божиим. Первая степень этого испытания — испытание по Десяти заповедям, данным Богом Моисею. И уже в этом испытании находит себя христианин тяжко согрешающим пред Богом и людьми. Но когда он приступит к испытанию заповедями Блаженства, данными Господом Иисусом Христом в развитие и совершенствование древнего Закона, то останется только ему с сердечным сокрушением повторить слова великого аввы: «Поистине не знаю о себе, полагал ли я и начало покаянию». В помощь и руководство православным верующим предлагает Издательство Отчий дом книгу протоиерея Анатолия Правдолюбова. в тяжелейшее время гонений на Церковь бывшего пастырем Христова стада и учившего своих прихожан ходить в заповедях Божиих. О жизни и служении протоиерея Анатолия рассказано в Приложении к этой книге.
*** Эта книга была написана в 1973 году по просьбе правящего архиерея Рязанской епархии Симона (Новикова), который высоко ценил многолетний опыт духовничества протоиерея Анатолия. Стиль ее прост и ясен, потому что слово пастыря было обращено к простым людям, не имевшим представления о богословии и по обстоятельствам того времени не имевшим возможности поучаться в творениях святых отцов. Однако эта простота естественным образом сочетается с глубиной богословской мысли и силой проповеднического слова. Слово священника, сказанное со властью, данной от Бога пастырям стада Его, глубоко проникает в душу, очищая и просвещая ее. Со страниц книги звучит живой голос пастыря, увещевающего свою паству ходить в заповедях Божиих, призывающего ее к покаянию и сокрушению сердечному. Поэтому она будет ценным пособием для молодых священников, а православным людям поможет приготовиться к исповеди.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!