У книжной полки. 12 декабря

12 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Игумен Нектарий (Морозов). Путь к свободе: О зависимости от вещей, людей и мнений.

 

Орел, который летает выше и быстрее всех птиц, если запутается одним только когтем в сети — пропал. Его сила и мощь окажутся бесполезными: он станет пленником. Так и человек, любимое творение Божие. Наделен­ный свободной волей, он, тем не менее, с легкостью сда­ется в плен как вещам большим и смертельно опасным, так и вещам до смешного малым. Как попадает человек в зависимые состояния? Ка­кие механизмы заставляют его отказываться от собственного мнения и чувства правды и, в конце концов, от самого себя? Почему взрослому здоровому человеку оказывается не под силу соблюсти пост, который с лег­костью выдерживает какая-нибудь крохотная приход­ская старушка? Что толкает к наркотикам, азартным играм? Что заставляет пасовать перед манипулятора­ми — будь то глава тоталитарной секты, или недавний послушник, вообразивший себя старцем, или близкий человек, имеющий властный характер? На эти и другие вопросы отвечает игумен Нектарий (Морозов) в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве Саратовской митрополии. Она называется – «Путь к свободе: О зависимости от вещей, людей и мнений». ***

Автор этой книги, игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова, является автором множества статей как в православных, так и в светских СМИ, книг «Христианство — это образ действий», «О Церкви без предубеждения», «Что мешает нам быть с Богом», «Труд пробуждения» и других. В своих публикациях он обращается к разным проблемам не только церковной жизни, но и просто жизни человека в современном мире, нередко сложной, запутанной, требующей от христианина и мудрости, и мужества, и рассудительности, живого и вместе бережного осмысления традиции.

Идею создания книги о зависимостях, по словам ее редактора Юлии Посашко, - дала сама жизнь. «Нам встретился, - говорит Юлия, - один молодой человек, одержимый страхом перед жизнью. Так и возникла необходимость поговорить об этом — рассказать о том, что бывают вещи, которые человека связывают, не дают ему быть собой, не дают ему жить полной жизнью. Мы обсудили как страшные зависимости, которые бросаются в глаза, так и бытовые, незаметные. Ведь какая разница, чем человек связан… Железная это цепь или тысячи мелких нитей — он все равно не свободен. Любая зависимость — это беда». Таким образом, из ряда бесед и сложилась книга. Каждая глава ее посвящена тому или иному состоянию несвободы, от материальных ли вещей, или — нематериальных: жизненных сценариев, людских мнений, собствен­ных страхов. Это не опыт строгой систематизации, скорее попытка посмотреть на зависимость как на то, что может отлучить человека от Бога и привести к утрате самого себя. И в таком взгляде на проблему зависимости уже содержится надежда на ее преодо­ление.

Что же такое зависимость? Когда мы можем констатировать, что имеем дело с зависимым состоянием? Очевидна ли проблема для самого человека, находящегося в таком состоянии, или же глаза у него «закрыты»? Как понять, присутствует ли в жизни человека та или иная зависимость? Как отмечает автор, ответ на этот вопрос можно найти достаточно легко. Человек зачастую не понимает, что он скован, находится «на привязи», что он ограничен в свободе своего передви­жения, до той поры, пока не захочет куда-то двинуться, отойти на какое-то расстояние. Тогда он замечает, что-либо связан, либо при­вязан, то есть так или иначе ограничен в дви­жении — в большей или меньшей степени, но тем не менее ограничен совершенно оче­видным образом. И потому можно сказать так: если мы понимаем, что нечто лишает нас свободы, связывает, что наша жизнь, дея­тельность, поступки обусловлены не нашим личным выбором, а действием страстей, при­вычками, инерцией существования, наконец, то это и является проявлением зависимости.

Зависимости, по словам автора, могут носить разный характер. Безусловно, мы в определенной ме­ре зависим от каких-то внешних факторов начиная с погоды, от которой у кого-то ломит кости, а у кого-то реагируют сосуды, и закан­чивая различными обстоятельствами: време­нем прихода на остановку транспорта, на ко­тором мы едем на работу, наличием или отсут­ствием горячей и холодной воды и так далее. Это зависимости бытовые, которые могут на­шу жизнь осложнять, а отсутствие которых может, наоборот, делать жизнь легче и ком­фортнее. Но, говоря о зависимости как о беде, о зле, мы имеем в виду, конечно, зависи­мости совершенно другие — зависимости ду­шевные, психологические, когда мы связаны чем-то внутренне. И как бы горько это ни было, приходится сказать, что нет практиче­ски ни одного человека, который не имел бы подобной внутренней зависимости от чего-либо. Какова же природа этих зависимостей?

На этот вопрос автор отвечает: «Господь дал человеку жизнь и вместе с тем решительно все, что для нее потребно: пищу, питие, среду обитания, - все нужное для полноценного, счастливого, радостного су­ществования. И всем этим человек обладал просто так, по самому факту его сотворения. А поскольку все это было и все это человеком воспринималось как данность, то он не мог от чего-либо зависеть. Когда у тебя все есть, и оно представлено, предложено перед то­бою, то зависимости не возникает. При этом человек имел четкую иерархию того, чем наполнялась его жизнь, и во главе этой иерар­хии стоял Сам Господь, Который был, с одной стороны, Источником всего существующего, с другой — высшей Ценностью для него. Когда же человек от Бога отпал — через недоверие к Нему, через преступление Его заповедей, через противоборство Его воле, - то жизнь его изменилась кардинально. Он столкнулся с необходимостью бороться за все ему потребное, с трудом приобретать это, терять, снова приобретать. И вследствие изменения и условий существования, и само­го мира как такового, что явилось результа­том грехопадения, человек начал неправиль­но относиться к тому, что его окружает и что ему нужно в той или иной степени — либо ре­шительно необходимо, либо нужно отчасти, либо не нужно, но просто ему нравится. Чело­век всему этому стал давать самостоятельную ценность».

Чтобы понять, как появляются зависимости, автор предлагает представить «скалолаза, который сорвался с вершины и летит вниз и, для того чтобы за­медлить свое падение, хватается за все, что подворачивается под руку, — за камни, за усту­пы, за растения... И все равно это его не удер­живает, он срывается снова, и все, за что он думал держаться, летит вниз вместе с ним. Так и человек, - говорит отец Нектарий, при отпадении от Бога начал, как сорвавшийся со скалы, хвататься за все то, что, условно говоря, под руку подворачивает­ся: все, что ему может в какой-то конкрет­ный момент жизни, как это ни странно зву­чит, заменить Бога — заполнить ту пустоту которая образовалась в его душе после отпа­дения от Творца. И вот как раз то, чем чело­век пытается заполнить эту пустоту, чем он пытается Бога в своей жизни заменить, боль­шое это или малое, великое или ничтожное, — все это и становится его зависимостями. Соб­ственно говоря, - подытоживает автор, - зависимость — это самое на­стоящее идолопоклонство и идолослужение: человек из чего-то создает для себя некий идол, кумир, которым он, на первый взгляд, вроде бы пользуется, но которому на самом деле служит, отдает свое сердце».

Со страниц книги игумен Нектарий говорит о том, что именно жажда Бога и стремление к Богу могут помочь человеку, скованно­му той или иной зависимостью, начать путь к освобож­дению от нее. Только тот, кто захочет встать и сделать шаг, почувствует, что он связан по рукам и ногам. Лежа­щий без движения не заметит своего плена. Как отмечает Юлия Посашко, автор затрагивает тему не только зависимостей страшных и гибельных, искажающих личность чело­века, но и зависимостей бытовых. Почему? Что за важ­ность в том, что человек привык к определенной еде, вещам, уровню жизни? Никакой важности. Пока он без­действует. Пока существует по инерции и не решается жить всерьез. Пока не услышит обращенные к нему сло­ва Спасителя: Следуй за Мной (ср.: Мф. 9,9). Ведь о многих своих зависимостях и о своей несвободе из-за них человек узна­ёт только тогда, когда он начинает пытаться жить по Евангелию.

Неоднократно автор говорит о том, что, пожалуй, только христианин может ощутить, сколь серьезна самая малая зависимость. Что, если Евангелие потребует от меня определенного решения, слова или дела, а я... вдруг пойму, что не свободен ни сказать, ни сделать то, что должно? Что, если услышу Христа, призывающего следо­вать за Ним, но мелкие зависимости и ничтожные страхи, привязавшие меня к земле тысячей нитей, станут непре­одолимым препятствием? Я, как Гулливер, взятый в плен лилипутами, не смогу сделать и одного шага... Человек подчас действительно похож на пленен­ного великана. Но в его силах — разорвать нити. Об этом напоминает нам автор, который говорит, что подлинная свобода, - это дар, позволяющий человеку становиться таким, каким он может быть. И каким задумал его Господь.

 

*** Зависимость от алкоголя, наркотиков, игр. От уровня за­работной платы и престижности профессии. От обществен­ного мнения и одобрения окружающих. От отживших тради­ций и семейных сценариев. Большие и маленькие, смешные и по-настоящему страшные, зависимости лишают человека удивительного дара — свободы, позволяющей ему жить той жизнью, для которой его сотворил Господь: жизнью с Богом. Разобраться в том, каковы причины различных зависимостей и где искать путь к освобождению, и призвана помочь книга игумена Нектария (Мо­розова).

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать