Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игумен Нектарий (Морозов). Путь к свободе: О зависимости от вещей, людей и мнений.
Орел, который летает выше и быстрее всех птиц, если запутается одним только когтем в сети — пропал. Его сила и мощь окажутся бесполезными: он станет пленником. Так и человек, любимое творение Божие. Наделенный свободной волей, он, тем не менее, с легкостью сдается в плен как вещам большим и смертельно опасным, так и вещам до смешного малым. Как попадает человек в зависимые состояния? Какие механизмы заставляют его отказываться от собственного мнения и чувства правды и, в конце концов, от самого себя? Почему взрослому здоровому человеку оказывается не под силу соблюсти пост, который с легкостью выдерживает какая-нибудь крохотная приходская старушка? Что толкает к наркотикам, азартным играм? Что заставляет пасовать перед манипуляторами — будь то глава тоталитарной секты, или недавний послушник, вообразивший себя старцем, или близкий человек, имеющий властный характер? На эти и другие вопросы отвечает игумен Нектарий (Морозов) в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве Саратовской митрополии. Она называется – «Путь к свободе: О зависимости от вещей, людей и мнений». ***
Автор этой книги, игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова, является автором множества статей как в православных, так и в светских СМИ, книг «Христианство — это образ действий», «О Церкви без предубеждения», «Что мешает нам быть с Богом», «Труд пробуждения» и других. В своих публикациях он обращается к разным проблемам не только церковной жизни, но и просто жизни человека в современном мире, нередко сложной, запутанной, требующей от христианина и мудрости, и мужества, и рассудительности, живого и вместе бережного осмысления традиции.
Идею создания книги о зависимостях, по словам ее редактора Юлии Посашко, - дала сама жизнь. «Нам встретился, - говорит Юлия, - один молодой человек, одержимый страхом перед жизнью. Так и возникла необходимость поговорить об этом — рассказать о том, что бывают вещи, которые человека связывают, не дают ему быть собой, не дают ему жить полной жизнью. Мы обсудили как страшные зависимости, которые бросаются в глаза, так и бытовые, незаметные. Ведь какая разница, чем человек связан… Железная это цепь или тысячи мелких нитей — он все равно не свободен. Любая зависимость — это беда». Таким образом, из ряда бесед и сложилась книга. Каждая глава ее посвящена тому или иному состоянию несвободы, от материальных ли вещей, или — нематериальных: жизненных сценариев, людских мнений, собственных страхов. Это не опыт строгой систематизации, скорее попытка посмотреть на зависимость как на то, что может отлучить человека от Бога и привести к утрате самого себя. И в таком взгляде на проблему зависимости уже содержится надежда на ее преодоление.
Что же такое зависимость? Когда мы можем констатировать, что имеем дело с зависимым состоянием? Очевидна ли проблема для самого человека, находящегося в таком состоянии, или же глаза у него «закрыты»? Как понять, присутствует ли в жизни человека та или иная зависимость? Как отмечает автор, ответ на этот вопрос можно найти достаточно легко. Человек зачастую не понимает, что он скован, находится «на привязи», что он ограничен в свободе своего передвижения, до той поры, пока не захочет куда-то двинуться, отойти на какое-то расстояние. Тогда он замечает, что-либо связан, либо привязан, то есть так или иначе ограничен в движении — в большей или меньшей степени, но тем не менее ограничен совершенно очевидным образом. И потому можно сказать так: если мы понимаем, что нечто лишает нас свободы, связывает, что наша жизнь, деятельность, поступки обусловлены не нашим личным выбором, а действием страстей, привычками, инерцией существования, наконец, то это и является проявлением зависимости.
Зависимости, по словам автора, могут носить разный характер. Безусловно, мы в определенной мере зависим от каких-то внешних факторов начиная с погоды, от которой у кого-то ломит кости, а у кого-то реагируют сосуды, и заканчивая различными обстоятельствами: временем прихода на остановку транспорта, на котором мы едем на работу, наличием или отсутствием горячей и холодной воды и так далее. Это зависимости бытовые, которые могут нашу жизнь осложнять, а отсутствие которых может, наоборот, делать жизнь легче и комфортнее. Но, говоря о зависимости как о беде, о зле, мы имеем в виду, конечно, зависимости совершенно другие — зависимости душевные, психологические, когда мы связаны чем-то внутренне. И как бы горько это ни было, приходится сказать, что нет практически ни одного человека, который не имел бы подобной внутренней зависимости от чего-либо. Какова же природа этих зависимостей?
На этот вопрос автор отвечает: «Господь дал человеку жизнь и вместе с тем решительно все, что для нее потребно: пищу, питие, среду обитания, - все нужное для полноценного, счастливого, радостного существования. И всем этим человек обладал просто так, по самому факту его сотворения. А поскольку все это было и все это человеком воспринималось как данность, то он не мог от чего-либо зависеть. Когда у тебя все есть, и оно представлено, предложено перед тобою, то зависимости не возникает. При этом человек имел четкую иерархию того, чем наполнялась его жизнь, и во главе этой иерархии стоял Сам Господь, Который был, с одной стороны, Источником всего существующего, с другой — высшей Ценностью для него. Когда же человек от Бога отпал — через недоверие к Нему, через преступление Его заповедей, через противоборство Его воле, - то жизнь его изменилась кардинально. Он столкнулся с необходимостью бороться за все ему потребное, с трудом приобретать это, терять, снова приобретать. И вследствие изменения и условий существования, и самого мира как такового, что явилось результатом грехопадения, человек начал неправильно относиться к тому, что его окружает и что ему нужно в той или иной степени — либо решительно необходимо, либо нужно отчасти, либо не нужно, но просто ему нравится. Человек всему этому стал давать самостоятельную ценность».
Чтобы понять, как появляются зависимости, автор предлагает представить «скалолаза, который сорвался с вершины и летит вниз и, для того чтобы замедлить свое падение, хватается за все, что подворачивается под руку, — за камни, за уступы, за растения... И все равно это его не удерживает, он срывается снова, и все, за что он думал держаться, летит вниз вместе с ним. Так и человек, - говорит отец Нектарий, при отпадении от Бога начал, как сорвавшийся со скалы, хвататься за все то, что, условно говоря, под руку подворачивается: все, что ему может в какой-то конкретный момент жизни, как это ни странно звучит, заменить Бога — заполнить ту пустоту которая образовалась в его душе после отпадения от Творца. И вот как раз то, чем человек пытается заполнить эту пустоту, чем он пытается Бога в своей жизни заменить, большое это или малое, великое или ничтожное, — все это и становится его зависимостями. Собственно говоря, - подытоживает автор, - зависимость — это самое настоящее идолопоклонство и идолослужение: человек из чего-то создает для себя некий идол, кумир, которым он, на первый взгляд, вроде бы пользуется, но которому на самом деле служит, отдает свое сердце».
Со страниц книги игумен Нектарий говорит о том, что именно жажда Бога и стремление к Богу могут помочь человеку, скованному той или иной зависимостью, начать путь к освобождению от нее. Только тот, кто захочет встать и сделать шаг, почувствует, что он связан по рукам и ногам. Лежащий без движения не заметит своего плена. Как отмечает Юлия Посашко, автор затрагивает тему не только зависимостей страшных и гибельных, искажающих личность человека, но и зависимостей бытовых. Почему? Что за важность в том, что человек привык к определенной еде, вещам, уровню жизни? Никакой важности. Пока он бездействует. Пока существует по инерции и не решается жить всерьез. Пока не услышит обращенные к нему слова Спасителя: Следуй за Мной (ср.: Мф. 9,9). Ведь о многих своих зависимостях и о своей несвободе из-за них человек узнаёт только тогда, когда он начинает пытаться жить по Евангелию.
Неоднократно автор говорит о том, что, пожалуй, только христианин может ощутить, сколь серьезна самая малая зависимость. Что, если Евангелие потребует от меня определенного решения, слова или дела, а я... вдруг пойму, что не свободен ни сказать, ни сделать то, что должно? Что, если услышу Христа, призывающего следовать за Ним, но мелкие зависимости и ничтожные страхи, привязавшие меня к земле тысячей нитей, станут непреодолимым препятствием? Я, как Гулливер, взятый в плен лилипутами, не смогу сделать и одного шага... Человек подчас действительно похож на плененного великана. Но в его силах — разорвать нити. Об этом напоминает нам автор, который говорит, что подлинная свобода, - это дар, позволяющий человеку становиться таким, каким он может быть. И каким задумал его Господь.
*** Зависимость от алкоголя, наркотиков, игр. От уровня заработной платы и престижности профессии. От общественного мнения и одобрения окружающих. От отживших традиций и семейных сценариев. Большие и маленькие, смешные и по-настоящему страшные, зависимости лишают человека удивительного дара — свободы, позволяющей ему жить той жизнью, для которой его сотворил Господь: жизнью с Богом. Разобраться в том, каковы причины различных зависимостей и где искать путь к освобождению, и призвана помочь книга игумена Нектария (Морозова).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!