Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Составитель инокиня Павла (Мишина). Митрополит Филофей, пастырь благостный.
Имя киевского митрополита Филофея (Успенского) мало что скажет современному читателю. Из сравнительно недавних изданий, где встречается упоминание о владыке, — книга Евгении Четверухиной «Удалился от мира...». В ней приводятся воспоминания о Филофее в бытность его тверским архиепископом. Он был любимым учеником и сподвижником московского митрополита Филарета (Дроздова). Современники называли Филофея столпом Православия, духовной красой Церкви — и очень часто, особенно в конце жизни, — великим святителем, что, строго говоря, в нарушение канона, поскольку так именуют архиереев, прославленных в лике святых. И сегодня, в день памяти владыки, мы предлагаем вашему вниманию, книгу, посвященную его памяти. Книга вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергеевой Лавры и называется «Митрополит Филофей, пастырь благостный». ***
Эта книга впервые рассказывает о замечательном подвижнике благочестия — митрополите Киевском и Галицком Филофее (Успенском), любимом ученике и сподвижнике московского святителя Филарета. Говоря о именовании Владыки благостным, автор- составитель инокиня Павла (Мишина) приводит слова корреспондента «Церковно-общественного вестника», который в своей публикации сокрушался, что к концу XIX века эпитет «благостный» в устах завзятых панегиристов был изрядно затерт и опошлен. «Но если одним словом охарактеризовать киевского митрополита, — заметил журналист, — то именно такое определение — „благостный" — в данном случае было бы весьма уместно и непогрешительно».
Изучая материалы, связанные с биографией, подвижническими трудами и служением этого архипастыря, по словам монахини Павлы, ловишь себя на мысли, что именно с ним, с его духовно-нравственным обликом сродно древнецерковное понятие «благостыня», означающее проявление любви и милости к ближним. В качестве подтверждения подобного определения напрашивается как доказательство от противного пушкинская характеристика отрицательного персонажа — «не ведает святыни, не помнит благостыни, не любит ничего». Совершеннейший аскет по жизни, митрополит Филофей не требовал от других таких же подвигов, считая это делом добровольным. Всегда сосредоточенный в себе, он был доступен всем желавшим видеть его; никогда и никого не заставлял себя ждать; никто не замечал в нем ни раздражения, ни гнева, но всегда — спокойный взор и готовность послужить другим.
Как рассказывает автор, «митрополит Филофей (в крещении Тимофей) родился 15 января 1808 года в семье Григория Петровича и Домники Яковлевны Успенских в селе Закобякино Любимского уезда Ярославской губернии. Отец семейства служил причетником в местной церкви Успения Пресвятой Богородицы, а Тимофей был его младшим, третьим, сыном. По воспоминаниям односельчан, Успенские жили очень бедно, но люди были добрые и приветливые. Земляки их любили, весь приход помогал им в нужде, пока Тимофей не встал на ноги, не обрел самостоятельность и уже сам смог содержать своих близких. Начальное образование Тимофей получил в Ярославской семинарии. Затем учился в Московской Духовной академии, которую закончил в 1832 году первым магистром и как лучший воспитанник был оставлен при академии в звании бакалавра на кафедре церковной словесности.
В том же году 13 ноября, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре он принял монашеский постриг с именем Филофей, в честь преподобного Филофея, пресвитера и чудотворца, отличавшегося особой щедростью, милосердием и молитвой совершавшего чудеса. Почти сразу же после пострига, 19 ноября, Филофея рукоположили в иеродиакона, а на следующий день — в иеромонаха. Еще какое-то время он оставался в родной академии, а через несколько лет был назначен инспектором Московской Духовной академии. В 1838 году иеромонаха Филофея перевели в Санкт-Петербургскую Духовную академию на ту же, инспекторскую, должность. Здесь он читал курс нравственного и пастырского богословия. Через три года, после возведения в сан архимандрита, он не долгое время являлся ректором Харьковской Духовной семинарии и настоятелем Куряжинского Преображенского монастыря.
В конце жизни владыка Филофей вспоминал: «Нравилась мне эта небольшая смиренная обитель, с ее обильными, вкусными водными ключами. Бывало, уедешь в нее из Харькова летом, как в рай Божий, отдохнешь душою в молитве, освежишь тело купанием...» Но потом в его послужном списке была Вифанская Духовная семинария, а с 1847 года — Московская. Епископское служение преосвященного Филофея началось тоже в Москве. Сначала он был епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, потом его назначили на Костромскую кафедру, затем - на Тверскую, где через четыре года он был возведен в сан архиепископа. За ревностное служение Церкви и Отечеству митрополит Филофей был удостоен многих высочайших наград. На всех поприщах архипастырь проявлял способность сочетать начальственные качества, проникнутые духом любви, с твердостью характера и строгим соблюдением закона. Святитель Филофей был известен своей благотворительностью, не оставлял без попечения Духовные школы.
Он выделял свои личные средства на нужды госпиталям, солдатам, раненным на фронтах русско-турецкой войны. Его преданность Православной Церкви, неустанная забота о духовном окормлении паствы не остались без внимания со стороны монарших особ, что неоднократно выражалось в Высочайших рескриптах на имя доблестного архиерея. Императрица Мария Александровна лично благодарила его за помощь воюющей армии. Указом императора Александра II владыка Филофей 15 мая 1876 года был возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, священноархимандрита Киево-Печерской Лавры. Как отмечает монахиня Павла, «Владыка Филофей как архипастырь никого не обидел, никому не навредил. Он жил уединенно, насколько это было возможно в его положении, сосредоточившись на молитве, внутреннем самоиспытании и духовном совершенствовании, по слову апостола Павла, в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией.
Человек большого ума, блестяще образованный, владыка, по своему величайшему смирению, богословские труды не публиковал. Свои проповеди, а слушать их собирались толпы верующих (бывало, что от тесноты трескались стекла в киотах), в печать не отдавал. Во всех ситуациях, что бы ни происходило, он был предельно сдержан. Знавшие его люди отзывались о нем как о «муже мудром». Костромской архиепископ Платон (Фивейский), сотрудничавший с митрополитом Филофеем в Святейшем Синоде, говорил, что тот «безмолвие водит, что уста его редко раскрываются и льются из них только слова мира, любви, утешения и благословений». Пламенной многоречивости в общении с подчиненными он предпочитал молчание, которое, как сказано у преподобного Исаака Сирина, перевешивает на весах «все дела житейские».
Великим потрясением для владыки Филофея стало убийство царя-освободителя террористами 1 марта 1881 года. От этого страшного удара, от переживаний за дальнейшую судьбу России, ее народа святитель так до конца своих дней и не оправился. Он тихо отошел ко Господу 29 января 1882 года. Митрополита Филофея похоронили в Киево-Печерской Лавре в присутствии высших церковных, гражданских, военных чинов, при огромном стечении верующих, с любовью пришедших на последний поклон к своему благостному пастырю. Уже в наши дни, спустя сто тридцать пять лет после описываемых событий, лаврские монахи стали подправлять пол в месте захоронения митрополита Филофея. От неловкого движения крышка гроба слегка отошла, и можно было увидеть, что мощи старца до сих пор пребывают нетленными — в подтверждение его безупречной, благочестивой жизни. Обо всем этом более подробно говорится на страницах книги «Митрополит Филофей, пастырь благостный».
*** Митрополит Филофей (Успенский) был профессором, ректором Духовных школ, управляющим монастырями, постоянным членом Святейшего Синода и синодальных комиссий в сане митрополита. Какую бы должность ни занимал архипастырь, он служил Матери Церкви беззаветно, самоотверженно, без скидок на возраст и здоровье. Обо всем этом, по словам составителя книги, мы теперь знаем благодаря нашей современнице - монахине Евфимии (Разумовой), собравшей материал к биографии митрополита Филофея, который приходится ей двоюродным прапрадедом. Найденные публикации, документальные свидетельства, письма, воспоминания, составившие основу жизнеописания замечательного подвижника благочестия, помогают ощутить особенности той эпохи, в которую жил владыка Филофей. Казалось бы, эпохи давно прошедшей, но все же по многим признакам очень близкой нам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!