9 февраля. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста

9 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 9 февраля (27 января ст. стиль).

 

Сегодня Церковь обращает все наше внимание к памяти перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, память святителя Иоанна совершалась в ноябре и тогда мы подробно говорили о жизненном пути святого. Сегодня мы уделим больше времени его трудам, но в двух словах напомним факты из биографии. Жил святитель в IV веке в Антиохии, а затем нес служение в Константинополе. Он является автором огромного количества богословских и аскетических трудов. Также его авторству мы приписываем чин Евхаристического канона Божественной литургии, которую совершаем в храмах почти каждый день. Святитель претерпел много скорбей и гонений, но Господь укреплял подвижника и подавал ему силы не покладая рук трудиться на поприще проповеди слова Божия.

Итак, о чем писал и проповедовал святитель Иоанн? Перечислять его труды у нас не хватит времени программы, поэтому можно говорить лишь об основных темах. Святой Златоуст вел полемику с еретиками, он написал толкования на Ветхий и Новый Заветы, у него есть пастырские и катехизические творения, нравственные, аскетические труды, проповеди, слова и беседы, похвальные слова святым угодникам Божиим, есть даже автобиографические произведения.

Темы, которых касался святитель, тоже были самыми разнообразными. Вот например его цитата из «Беседы о браке»: «Послушай Павла, который говорит: но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие. После того, как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одною женою. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1, 28); это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами. Таким образом, главная цель брака — целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом».

Под целомудрием, святитель, конечно, подразумевает здесь не воздержание супругов друг от друга, а образ любви. Вот что он пишет здесь же: «Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ».

Часто возникает вопрос о том, как помогать нуждающимся, кому нужно жертвовать,  а кому нет. Святитель Иоанн оставил нам свои рассуждения и на эту тему: «Как Господь твой, не смотря на то, что премногие оскорбляют Его нечестивыми словами, блудодействуют, крадут, разбойничают, раскапывают могилы и делают множество зла, не прекращает своих ко всем благодеяний, но, по своему человеколюбию, всем посылает солнечные лучи, дожди и плоды земные, — так поступай и ты, и, когда будет время для милости и человеколюбия, облегчай бедность, прекращай голод, избавляй от скорби, и ничего больше не разыскивай. Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из-за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога, которое и да получим все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа». Конечно, это не строгое и прямое указание. Слова святителя Иоанна мы тоже должны применять не буквально. В наше время, когда некоторые попрошайки являются членами совершенно определенных преступных группировок, нам надо быть аккуратными и вспоминать слова другого древнего христианского памятника Дидахе  (Учения двенадцати апостолов): «пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь». Во всем нужна золотая середина.

Давайте поищем еще чего-нибудь особенно полезного в трудах святителя. Если мы обратимся к слову Иоанна Златоуста «О сокрушении», то найдем много полезного для подготовки к таинству Исповеди: «Когда мы помыслим о множестве прежних грехов своих, тогда познаем чрезмерность милости Божией, тогда преклоним голову, тогда смиримся; потому что чем более тяжки грехи, в которых мы виновны, тем более мы будем сокрушаться. Так Павел вспоминал и о прежних грехах своих, а мы не хотим вспоминать и о сделанных нами после крещения, угрожающих опасностью и подвергающих нас ответственности за них; но если когда и придет у нас мысль о каком-либо таком грехе, мы тотчас устраняем ее и не хотим опечалить душу воспоминанием (о нем) и на краткое время. А от этой безполезной нежности происходит для нас множество зол, потому что, находясь в таком состоянии самодовольства и изнеженности, мы не можем и исповедаться в прежних грехах своих (как это возможно, когда мы приучаем себя не допускать и воспоминания о них?), и легко впадаем в последующие. Если у нас всегда живо это памятование и душу безпокоит страх, то с удобством можно искоренить изнеженность ея и безпечность».

Святитель писал, конечно же, о покаянии ежедневном, сокрушении внутри себя. В то время еще не было исповеди в привычном для нас виде. Да и по сей день в Греческой Православной Церкви и во многих других таинства Исповеди и Причастия не связаны друг с другом, каждый исповедуется, когда ему это нужно, а причащаются на каждой Литургии. Ну а для нас, членов Русской Православной Церкви, важно соблюсти послушание своему священноначалию и приступать ко Святому Причащению после таинства Покаяния. Но у верного прихожанина может быть и благословение своего духовника поступать и иначе: исповедоваться отдельно от Божественной литургии, автором которой был святитель Иоанн, наш безценный Златоуст.

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы