Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 8 февраля (26 января ст. стиль).
Сегодня Церковь творит память: мчч. Анании, пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов в III веке пострадавших. Прп. Симеона Ветхого, игумена IV века. Прпп. Ксенофонта Константинопольского, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V–VI). Перенесение мощей прп. Феодора Студита в 845 году. Свт. Иосифа, архиепископа Солунского (Фессалоникийского) (VIII – первой половины IX века). Прп. Ксенофонта Робейского, игумена XIII века. Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (XI–XII). Новомч. Иоанна Попова.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня постараемся успеть познакомиться хотя бы с основными вехами жизни удивительного человека – святого мученика Ивана Васильевича Попова. Руки опускаются от огорчения, потому как для краткости из его жития пришлось вырезать почти все, а что обиднее всего – самые ценные и интересные цитаты его переписки с самыми разными людьми в эпоху гонений советской власти.
Мученик Иоанн – человек свободный, глубокий, истинно верующий – был ярким светильником Христовой истины. Будучи мирянином, он сподобился участия в самых важных и ключевых событиях жизни гонимой Церкви своего времени. Житие святого в полном варианте каждый может найти на православном интернет ресурсе «Азбука Веры». И мне кажется, это житие относится к числу тех, что должны быть прочитаны каждым в обязательном порядке.
Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую духовную семинарию, в 1892 – Московскую духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию и был утвержден в должности доцента академии; в 1898 году назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене. Вернувшись из-за границы, Иван Васильевич в 1903 году был назначен на должность редактора «Богословского вестника» и пробыл им до 1906 года. С 1907 года состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета по кафедре истории Церкви. В 1917 году он защитил докторскую диссертацию «Личность и учение блаженного Августина», которая явилась фундаментальным трудом на эту тему.
Один из исследователей историко-богословского наследия Ивана Васильевича Попова, характеризуя его как человека, отличавшегося «кристальной честностью и высокой религиозно-нравственной настроенностью», пишет, что он «был человеком больших дарований и исключительного трудолюбия. В своих патрологических трудах он умело сочетал богословский и философский анализ с исторической демонстрацией». В 1917 году Иван Васильевич был избран членом Поместного Собора от Московской Духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовной академии. После окончания деятельности Поместного Собора Иван Васильевич преподавал в Московской духовной академии и в Московском университете. В 1919 и в 1920 годах на время каникул Иван Васильевич уезжал в село Самуйлово Гжатского уезда Смоленской губернии, где претерпевал все ужасы разрухи в сельской жизни постреволюционной России. Но и там он не оставлял своих научных трудов.
После закрытия в 1920 году Духовной академии Иван Васильевич продолжал до 1923 года преподавать в Московском университете на кафедре философии древних веков. В связи с обновленческим расколом, возникшим в 1922 году, и с тем, что часть архиереев вернулась в православие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали составляться списки архиереев — православных и находящихся в обновленческом расколе. Список этот оказался далеко не полон, и Иван Васильевич, как человек, хорошо знавший церковную жизнь, стал его дополнять. Конечно же, это привлекло особое внимание советской власти.
10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. Следователь попросил профессора изложить свою позицию относительно советской власти. Иван Васильевич ответил: «Я, как христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и аморальному уклону; последний, может, отчасти вытекает из первого. Кроме этого, в советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов, имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенности личности и так далее; вообще, я принципиальный противник какой бы то ни было диктатуры».
Ивана Васильевича ждал целый ряд ссылок вплоть до дня его мученической кончины в 1937 году. Это были и Соловки, и Сургут, и Красноярский край. При этом он всегда был в самой гуще жизни репрессируемой Церкви. 9 октября 1937 года он был в последний раз арестован и заключен в тюрьму в Енисейске. В енисейской тюрьме Иван Васильевич встретил день своего рождения, ему исполнился семьдесят один год. 5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу, который состоялся 8 февраля в 9 часов вечера.
Свидетель пребывания Ивана Васильевича на Соловках протоиерей Михаил Польский писал о нем: «Иван Васильевич был учителем школы грамотности при Соловецком лагере [...] Говорить об учено-богословской работе Ивана Васильевича Попова – особая отдельная задача. Во всяком случае, в России патрология, как наука, впервые создана им [...]». Братья и сестры, его житие не пересказать, его нужно прочесть.
Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!