7 октября. Преподобный Коприй Палестинский

7 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 7 октября (24 сентября ст. стиль)

 

День постный.

Сегодня Церковь творит память: первомученицы равноап. Феклы Иконийской; прп. Коприя Палестинского (VI);  блгв. кн. Владислава Сербского (XIII); прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца XVI века; прмч. Галактиона Вологодского, подвижника XVII века;

Сщмчч. XX века диакона Василия Воскресенского, пресвитеров Андрея Быстрова, Павла Березина и Никандра Гривского, прмч. монаха Виталия (Кокорева) и мчч. Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева.

Прославляется икона Божией Матери Мирожская.

Именинников поздравляем с днем ангела.

Сегодня мы поговорим о святом подвижнике, в честь которого вряд ли кто-нибудь захотел назвать своего ребенка. Итак, преподобный Коприй новорожденным младенцем был найден иноками обители преподобного Феодосия в Палестине. Он лежал на куче того, что по-гречески называется ко́приа, в житии переводчики смягчили значение этого слова и перевели как «перегной», но если бы мы переводили сегодня, то мягким значением было бы «помёт». В общем, нам понятно в куче чего оставила мать своего младенца, спасаясь от преследования во время набега тюрков. Она просто выбросила свое дитя. Иноки подобрали младенца, назвали  его Ко́прием, выкормили козьим молоком и воспитали в своем монастыре. Впоследствии святой Коприй принял иноческий постриг и провел в родной обители всю свою жизнь. Достигнув высоты добродетелей и дара чудотворений, преподобный Коприй мирно скончался в возрасте 90 лет.

Если говорить сегодня о поступке матери преподобного, то слов, правду сказать, находится мало. Оправдания ей нет: понять мать, выбрасывающую своего живого младенца, невозможно. Это совсем не тот случай, о котором мы читаем в истории Моисея, когда женщина «родила сына и скрывала его три месяца от преследователей, но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет». А далее, мы знаем, что и кормилицей Моисея стала сама его мать. О матери же святого Коприя говорить более не хочется и не будем.

Интересен в этой истории подход подвижников, нашедших младенца. Они не стали давать ему имя вроде «спасенный Богом» или «найденный», а назвали его так, как мы бы точно не назвали в наши дни, мягко говоря, «навозник». И вот именно на этот момент хотелось бы обратить внимание тех людей, кто предает какое-то особенное, почти магическое значение именам. Думаю, не нужно быть чрезвычайно одаренным, чтобы предсказать судьбу человека с подобным именем, если бы значение имени оказывало реальное влияние на жизнь человека. Но мы можем с уверенностью сказать, что это имя ничего дурного святому подвижнику не принесло, скорее наоборот, помогло ему сыскать особое смирение перед своими братьями.

Проблема суеверного отношения к имени очень стара. Стремление придать имени какой-то особенный, сакральный смысл встречается и на страницах Ветхого Завета. Вот мы читаем во 2-й главе книги Бытия: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. Сейчас для нас этот стих не звучит так величественно, как это было изначально. Для людей дохристианской древности имя выражало суть предмета. Для язычников было принципиальным правильно знать и произносить имена своих богов, чтобы управлять ими. То есть Адаму дана высшая власть, самому обозначать суть новоявленных животных, а значит иметь власть над ними. Но и далее в Библии мы читаем, как Господь Сам разрушает эти суеверные представления. Снова вернемся к истории с Моисеем. Когда Моисей у купины спрашивает Бога о Его имени: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам». Моисей намекает Богу, что братья его спросят: «Какое нам дело до твоего Бога, раз ты не знаешь его имени и не можешь управлять им?» А Господь ему говорит: «Я — Сущий». В греческом и еврейском тексте стоит слово, которое не перевести на русский одним словом. Можно перевести так: «Я Таков, Каким Я и буду». То есть Господь указывает Моисею на то, что знание какого-то сакрального имени не даст власти над Ним. Не Моисей будет управлять Богом, а Бог будет управлять народом Израильским и выведет его из рабства фараона.

На основании этого места Ветхого Завета написано огромное число книг по библеистике, и кто захочет, сможет об этом прочитать. Мы не успели поговорить о нелепой истории образования искусственного имени Иегова́, что закралось в русский текст Библии и еще много о чем. Но об этом в другой раз.

Преподобне отче Коприе, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​