7 марта. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский

7 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 7 марта (23 февраля ст. стиль).

 

Началась неделя Сырная, или в народе – Масленица. Всю неделю разрешено вкушение любой скоромной пищи, кроме мяса.

Сегодня Церковь совершает память: сщмч. Поликарпа, Смирнского епископа II века. Прп. Александра Константинопольского, первоначальника обители «Неусыпающих», и прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V).Прп. Поликарпа Брянского, игумена XVI – начала XVII века.

Сщмчч. XX века Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина, пресвитеров, и мч. Сергия Бородавкина.

Празднуется обретение мощей блж. Матроны Московской в 1998 году.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня с вами обратимся к памяти одного из непосредственных учеников святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 70 года, жил в Малой Азии, в городе Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан благочестивой вдовой Каллистой. После смерти приемной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой Вукол, первый епископ Смирнский. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме слово Божие.

В то время был еще жив сам апостол Иоанн Богослов. Поликарп был особенно близок к евангелисту Иоанну, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. С большим почтением относился к Поликарпу святой Игнатий Богоносец. По пути в Рим, где святого Игнатия ожидала казнь на арене, он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».

В 154 году святой Поликарп путешествовал в Рим при папе Аниките, и был там принят с уважением. Епископы говорили между собою о разных вопросах и между прочим о праздновании Пасхи. В это время уже обнаружилось обрядовое разногласие между отдельными Церквами, за которым чувствовалось разное понимание смысла и значения величайшего христианского праздника. Вскоре вспыхнули по всем Церквам горячие споры, так что понадобилось собираться соборам для примирения и выяснения вопроса. Святой Ириней так вспоминает о споре Поликарпа с папой: «Ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа, и обращаясь с остальными апостолами, ни Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров». О соблюдении чего шел спор? В малоазийских Церквах Пасху праздновали 14 ниссана, по примеру самого Господа Иисуса Христа, именно в этот день совершившего Тайную Вечерю. При этом совершалось воспоминание страстей Христовых – Пасха крестная. В Риме и в некоторых других Церквах праздновали ближайший за 14 ниссана воскресный день в память Воскресения Христова, Пасху воскресную – таинство Воскресения. Соблюдение ветхозаветного срока, несомненно, опиралось на апостольский пример и обычай, на что ссылается и Поликарп. В частности, для малоазийских Церквей несомненно решающим был пример апостола Иоанна Богослова. Обычай праздновать день Воскресения не был только римским. Скорее всего, он с самого начала установился в Церквах из язычников, среди них Римская была самая влиятельная. Здесь еще не было разделения между Востоком и Западом. Потому в конце II века, как свидетельствует Евсевий, на соборах «единодушно было положено общим правилом праздновать таинство Воскресения Господня не иначе, как в день воскресный».

Когда на римский престол вступил император Марк Аврелий, на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений того времени. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» – одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит историк Евсевий в «Церковной истории»: «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, – обращается святой Ириней к своему другу Флорину. – [...] Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал,  мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах [... ]По милости Божией ко мне я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца...».

При жизни святитель написал несколько посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его послание к филиппийцам, которое, по сообщению блаженного Иеронима, читалось в малоазийских церквах за богослужением.

Священномучениче Поликарпе, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы