Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня, в воскресный день, мы творим память: прор. Осии, жившего в IX веке до Р. Х. Мчч., пострадавших в конце III века: бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их Леонтия, Анфима и Евтропия. Прмч. Андрея Критского, подвижника VIII века. Прп. Антония Леохновского, Новгородского игумена XVII века.
Перенесение в IX веке мощей прав. Лазаря Четверодневного, друга Божия, епископа Китийского.
Сщмчч. ХХ века: Александра (Щукина), архиепископа Семипалатинского; пресвитеров Неофита Любимова и Анатолия Ивановского; прмчч. монахов Иакинфа (Питателева) и Каллиста (Опарина).
Прославляются иконы Божией Матери: «Избавительница» и «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы познакомимся с замечательным священником XIX – начала ХХ века.
Будущий священномученик Неофит Порфирьевич Любимов родился в 1846 году в селе Таборы Самарской губернии. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, окончив ее кандидатом богословия. С 1876 по 1882 год был преподавателем русского языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном женском училище, с 1885 года – законоучителем и инспектором классов того же училища. Преподавал также в Мариинской женской гимназии Симбирска и Симбирском кадетском корпусе.
В 1885 году в возрасте 39 лет Неофит Порфирьевич был рукоположен во священника к церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы епархиального училища. До нас дошло восемь Слов, произнесенных во Введенском храме в дни престольных праздников.
Сам отец Неофит, будучи ревностным и взыскательным духовным наставником и даровитым педагогом, стремился воспитать благоговейных и верных чад святой Церкви. Свою педагогическую деятельность отец Неофит строил на той православно-просветительской традиции, которая берет начало в святоотеческом опыте.
Вслед за великими церковными наставниками отец Неофит говорил о неотделимости образования от воспитания. Он считал, что знания «являются неполными и слабыми, мертвыми и безжизненными, мрачными и безотрадными, а иногда вредными и гибельными, если не утверждаются и не восполняются словом Божиим, не оживляются Духом Премудрости и Разума, не озаряются светом веры Христовой и не управляются истинною любовью христианской». Отец Неофит настойчиво указывал матерям, что Господь возложил на них сугубую ответственность – воспитывать добрую нравственность своих чад.
Тридцать три года жизни протоиерей Неофит посвятил трудам священническим. Это служение он проходил с сознанием великой ответственности, возложенной на него Богом. Еще только вступая в должность приходского священника, он сказал: «Священник должен неленостно возвещать людям всю волю Божию, проповедовать слово Божие великим и малым, образованным и необразованным, богатым и бедным; должен усердно и благоговейно совершать службу Божию, преподавать в чистоте духа и тела священные таинства верующим, исполнять молитвословия и в храме, и в домах прихожан вразумительно, неспешно и нерассеянно, вообще быть достойным орудием и проводником благодати Божией в души верных; как пастырь стада Христова, он должен быть советником и руководителем пасомых на пути к вечному спасению: неверующего научить, согрешившего вразумить, заблудшего направить, печального утешить, ожесточенного умилить; ему подобает быть всегда на страже, чтобы не унизить чем-нибудь своего звания».
Нет сомнений, что отец Неофит всеми данными ему свыше силами стремился приблизиться к этому высокому идеалу православного священника. Вот его слова: «Не требуйте от меня уклонения от прямого долга, не желайте человекоугодничества, чтобы чрез это мне заслужить ваше расположение [...]. Что до меня, буду служить спасению вашему не щадя ни сил, ни здоровья, ни спокойствия, верой и правдой, со всею ревностью».
В 1893-1895 годах, оставаясь в должности инспектора классов женского училища, священник преподавал гомилетику в Симбирской духовной семинарии. 14 апреля 1899 года отец Неофит был назначен преподавателем греческого языка в Симбирском духовном училище и уволен с должности инспектора классов в епархиальном женском училище. В начале 1900-х годов иерей Неофит Любимов служил в церкви Всех святых города Симбирска. В 1902 или 1903 году он был назначен настоятелем церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве. В Москве он читает лекции для рабочих в Московском епархиальном доме.
В 1906 году отец Неофит был возведен в сан протоиерея. Ревностный проповедник и защитник православия, он основал собственное миссионерское издательство. В 1914 году вторым, дополненным изданием вышли проповеднические труды протоиерея Неофита. Последним местом служения священника стала церковь святителя Спиридона на Козьем болоте, настоятелем которой он был несколько лет.
В мае 1918 года был арестован зять протоиерея Неофита – православный миссионер, а впоследствии святой мученик Николай Юрьевич Варжанский. 13 июня отец Неофит написал письмо Ленину с просьбой освободить Николая Варжанского. Отец Неофит был хорошо знаком при жизни с Ильей Николаевичем Ульяновым, отцом Владимира Ильича. Он писал: «Прошу Вас [...] ради памяти Вашего родителя, моих заслуг по отношению к Вашей родной сестре Марии Ильиничне в деле образования и воспитания помочь мне в моем горе: освободить Варжанского из тюрьмы и возвратить его в семью...» Ответа на это письмо не последовало.
21 июля 1918 года отец Неофит по предложению Александра Дмитриевича Самарина отслужил в храме панихиду по «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае». Вечером того же дня сотрудники ВЧК арестовали священника. Протоиерей Неофит Любимов был обвинен в «агитации против советской власти», в том, что «служил панихиду по “помазаннике Божием” Николае Романове». 17 сентября 1918 года Президиум Коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией из трех человек приговорил протоиерея Неофита к расстрелу, – и он был расстрелян на 73-м году жизни. Тело его погребено на Калитниковском кладбище в могиле, ставшей ныне безвестной.
Святый священномучениче Неофите, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!