30 декабря. Священномученик Сергий Флоринский

30 декабря 2015 г.

Церковный календарь. 30 декабря (17 декабря ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Cегодня Церковь празднует память: прор. Даниила и трех отроков: Ана́нии, Аза́рии и Мисаа́ла, живших в VI–V веках до Р. Х.; прп. Даниила исп. (в схиме Стефана) Нивертского (X).

Сщмчч. XX века: Александра Савелова, Николая Бельтюкова, Сергия Флоринского, Петра Покровского и Иоанна Земляного, пресвитеров.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы снова обратимся к памяти новомучеников и исповедников Российских при помощи материалов Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы остановимся на памяти протоиерея Сергия Флоринского. Родился он в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника церкви святых бессребреников Космы и Дамиана Феодора Флоринского. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии поступил на должность учителя в Яксаевское земское училище Суздальского уезда. По обычаю того времени, выпускник семинарии Сергий Флоринский на протяжении ряда лет преподавал в учебном заведении и только в 1900 году распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства был определен на вакансию священника в церкви 151-го пехотного Пятигорского полка. Получив назначение, он венчается с Елизаветой Ивановной Смоленской, дочерью полкового священника лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка протоиерея Иоанна Смоленского.

5 марта 1900 года Сергей Федорович Флоринский был рукоположен в священника за Божественной литургией в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Прямо из Петербурга новопоставленный иерей отправляется на место своего служения – в Гродненскую губернию, местечко Береза-Картузская, где был расквартирован 151-й пехотный Пятигорский полк.

С началом русско-японской войны 1904-1905 годов Пятигорский полк выделил из себя 7-ю роту, которая отправилась в Маньчжурию. В течение войны полк посылал добровольцев, солдат и офицеров на пополнение. Отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год провел в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны 3-й степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.

Когда началась Первая мировая война 1914 года, протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орденами святой Анны 3-й степени, святого Владимира 4-й степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский в своих воспоминаниях говорит, что для получения такого креста требовался особый подвиг. За свою деятельность отец Сергий снискал также любовь и уважение окружающих.

После февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунства окружающих порождали чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела были не лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в 29-й полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстляндии, городе Везенберге (что ныне именуется город Ра́квере, на севере Эстонии), и занимал здание городской гостиницы.

В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, отец Сергий своими качествами пастыря и человека в скором времени покорил сердца всех сотрудников госпиталя. Когда через 6 месяцев после его назначения, в январе 1918 года, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитfльный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении отца Сергия на службе в госпитале «по желанию всего состава служащих».

Недолго пришлось прослужить священнику в госпитале. В феврале 1918 года Эстляндия была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда, когда надзор с него был снят. Когда же власть в Везенберге, как и на большой части Эстляндии, взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима, в числе многих других жителей Везенберга из самых разных слоев общества.

По делу отца Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.

После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Раквере.

2 июля 2003 года на месте захоронения священномученика на городском кладбище города Раквере были обретены его нетленные мощи. Ныне мощи священномученика Сергия Раквереского почивают в раке, установленной в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Священномучениче Сергие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​