30 декабря. Рождественский пост. Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил

30 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 30 декабря, Православная Церковь совершает память святого пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила.

За не­де­лю до празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва мы че­ству­ем па­мять вет­хо­за­вет­но­го про­ро­ка Да­ни­и­ла и трех его дру­зей и по­мощ­ни­ков (от­ро­ков). Это свя­за­но с яр­ко мес­си­ан­ской на­прав­лен­но­стью Кни­ги про­ро­ка Да­ни­и­ла, ге­ро­я­ми ко­то­рой они яв­ля­ют­ся. Вспом­ним ис­то­ри­че­ский кон­текст со­бы­тий.

Из биб­лей­ской ис­то­рии мы зна­ем, что в тра­ги­че­ском 587 го­ду до н. э. пре­кра­ти­ло свое су­ще­ство­ва­ние Иудей­ское цар­ство, быв­шее вас­са­лом Ва­ви­ло­нии, но, на свою по­ги­бель, втя­ну­тое Егип­том в ан­ти­ва­ви­лон­скую ко­а­ли­цию. (О не­ми­ну­е­мой ка­та­стро­фе пре­ду­пре­ждал по­след­них не­даль­но­вид­ных иудей­ских ца­рей про­рок Иере­мия, за что был бро­шен в тем­ни­цу и ед­ва не по­гиб.) Вто­рой царь но­во­ва­ви­лон­ской ди­на­стии На­ву­хо­до­но­сор II, ко­то­ро­го устра­шен­ные на­ро­ды Пе­ред­не­го Во­сто­ка на­зы­ва­ли «би­чом Бо­жи­им», за­хва­тил мя­теж­ный Иеру­са­лим, сжег храм Со­ло­мо­на, вы­вез в ка­че­стве тро­фе­ев свя­щен­ные хра­мо­вые со­су­ды и бо­го­слу­жеб­ные при­над­леж­но­сти и де­пор­ти­ро­вал в Ме­со­по­та­мию по­чти весь ев­рей­ский на­род.

По иудей­ско­му пре­да­нию, сре­ди плен­ни­ков на­хо­ди­лись и знат­ные юно­ши Да­ни­ил, Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил.

На­ву­хо­до­но­сор II, охот­но ис­поль­зо­вав­ший та­лан­ты по­ко­рен­ных на­ро­дов, при­бли­зил их ко дво­ру, рас­по­ря­дил­ся вос­пи­тать в рос­ко­ши и обу­чить «хал­дей­ской пре­муд­ро­сти». Но при этом они хра­ни­ли за­по­ве­ди сво­ей ве­ры: от­ка­зы­ва­лись от из­ли­шеств и ве­ли стро­гий об­раз жиз­ни. За бла­го­че­стие Гос­подь да­ро­вал им осо­бую муд­рость, а свя­то­му Да­ни­и­лу – для вра­зум­ле­ния языч­ни­ков – дар про­зор­ли­во­сти и ис­тол­ко­ва­ния снов. Он пре­взо­шел в аст­ро­ло­ги­че­ской пре­муд­ро­сти всех при­двор­ных звез­до­че­тов и ма­гов и стал осо­бо при­бли­жен­ным к ца­рю.

Од­на­жды На­ву­хо­до­но­сор уви­дел стран­ный сон, по­ра­зив­ший его, но, проснув­шись, – тот­час же за­был ви­ден­ное. При­двор­ные муд­ре­цы и га­да­те­ли ока­за­лись бес­силь­ны ему по­мочь. То­гда про­рок Да­ни­ил про­сла­вил пе­ред все­ми си­лу ис­тин­но­го Бо­га, от­крыв­ше­го ему не толь­ко со­дер­жа­ние сна, но и его про­ро­че­ское зна­че­ние. Он воз­ве­стил о сме­ня­ю­щих друг дру­га ми­ро­вых им­пе­ри­ях, сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жен­ных в ви­де фан­та­сти­че­ских зве­рей, по­жи­ра­ю­щих друг дру­га, и ве­ли­чии по­след­не­го веч­но­го Мес­си­ан­ско­го Цар­ства, воз­глав­ля­е­мо­го Сы­ном Че­ло­ве­че­ским.

Это имя ста­нет ос­нов­ным са­мо­обо­зна­че­ни­ем Иису­са Хри­ста.

Ви­дел я, на­ко­нец, что по­став­ле­ны бы­ли пре­сто­лы, и вос­сел Вет­хий дня­ми; оде­я­ние на Нем бы­ло бе­ло, как снег, и во­ло­сы гла­вы Его – как чи­стая вол­на; пре­стол Его – как пла­мя ог­ня. Ог­нен­ная ре­ка вы­хо­ди­ла и про­хо­ди­ла пред Ним; ты­ся­чи ты­сяч слу­жи­ли Ему и тьмы тем пред­сто­я­ли пред Ним. Судьи се­ли, и рас­кры­лись кни­ги. Ви­дел я в ноч­ных ви­де­ни­ях, вот, с об­ла­ка­ми не­бес­ны­ми шел как бы Сын че­ло­ве­че­ский, до­шел до Вет­хо­го дня­ми и под­ве­ден был к Не­му. И Ему да­на власть, сла­ва и цар­ство, что­бы все на­ро­ды, пле­ме­на и язы­ки слу­жи­ли Ему; вла­ды­че­ство Его – вла­ды­че­ство веч­ное, ко­то­рое не прейдет, и цар­ство Его не раз­ру­шит­ся (Дан. 7, 9–10, 13–14).

По­сле ис­тол­ко­ва­ния это­го сна Да­ни­ил буд­то бы был воз­ве­ден ца­рем в сан гу­бер­на­то­ра Ва­ви­ло­на.

Вско­ре царь На­ву­хо­до­но­сор по­ве­лел воз­двиг­нуть свое изоб­ра­же­ние – огром­ную ста­тую, ко­то­рой над­ле­жа­ло воз­да­вать бо­же­ские по­че­сти. За от­каз сде­лать это дру­зья Да­ни­и­ла – Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил – бы­ли вверг­ну­ты в страш­ную пы­ла­ю­щую печь. При этом пла­мя под­ни­ма­лось над пе­чью на сорок девять лок­тей, опа­ляя сто­я­щих ря­дом хал­де­ев, а свя­тые от­ро­ки хо­ди­ли по­сре­ди пла­ме­ни, воз­но­ся мо­лит­ву Гос­по­ду и вос­пе­вая Его (см. Дан. 3, 26–90; эта «Песнь трех от­ро­ков» во­шла в пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние). Яви­в­ший­ся ан­гел Гос­по­день охла­дил пла­мя, и от­ро­ки оста­лись не­вре­ди­мы. Уви­дев это, по­ра­жен­ный царь по­ве­лел им вый­ти, а сам об­ра­тил­ся к Бо­гу ис­тин­но­му.

При ца­ре Вал­та­са­ре свя­той Да­ни­ил ис­тол­ко­вал та­ин­ствен­ную над­пись («Ме­не, Та­кел, Фа­рес»), по­явив­шу­ю­ся на сте­не двор­ца во вре­мя ко­щун­ствен­но­го и бес­печ­но­го пи­ра, ко­гда в ка­че­стве куб­ков для ви­на ис­поль­зо­ва­ли зо­ло­тые со­су­ды из хра­ма Со­ло­мо­на. Над­пись пред­ве­ща­ла ско­рое па­де­ние воз­гор­див­ше­го­ся и пре­вы­сив­ше­го свои пол­но­мо­чия (дан­ные ему ис­тин­ным Бо­гом!) Ва­ви­лон­ско­го цар­ства. (От­сю­да по­ня­тие «пир во вре­мя чу­мы».)

При пер­сид­ском ца­ре Да­рии Да­ни­ил, по на­ве­там сво­их вра­гов, был бро­шен в ров с го­лод­ны­ми льва­ми, но они не тро­ну­ли его. Со­жа­лев­ший о ско­ро­па­ли­тель­ном при­го­во­ре Да­рий так это­му об­ра­до­вал­ся, что да­же по­ве­лел во всем сво­ем цар­стве по­кло­нять­ся Бо­гу Да­ни­и­ло­ву, по­то­му что Он – Бог Жи­вой и Прис­но­су­щий, и цар­ство Его не­со­кру­ши­мо, и вла­ды­че­ство Его бес­ко­неч­но (Дан. 6, 26).

По пре­да­нию, Да­ни­ил до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в Пер­сии, где до сих пор по­ка­зы­ва­ют его мо­ги­лу в Сузах. Со­глас­но од­но­му позд­не­му – уже хри­сти­ан­ско­му – сви­де­тель­ству (святителя  Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го), его дру­зья Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил бы­ли обез­глав­ле­ны по по­ве­ле­нию пер­сид­ско­го ца­ря Кам­би­за.

Име­нем про­ро­ка Да­ни­и­ла над­пи­сы­ва­ет­ся кни­га Вет­хо­го За­ве­та, на­хо­дя­ща­я­ся в хри­сти­ан­ской Биб­лии в раз­де­ле про­ро­че­ских книг.

Ис­то­рия с ог­нен­ной пе­чью, в ко­то­рую бы­ли ввер­же­ны дру­зья Да­ни­и­ла, – или так на­зы­ва­е­мое «пещ­ное дей­ство» – в те­че­ние не­сколь­ких ве­ков разыг­ры­ва­лась все­на­род­но в Москве за не­де­лю до празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва. Это бы­ло од­но из пер­вых те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний на Руси.

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых: 

прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X);

новомучеников и исповедников Российских: сщмчч. Александра Савелова, Николая Бельтюкова и Сергия Флоринского пресвитеров (1918); сщмчч. Петра Покровского и Иоанна Земляного пресвитеров (1937).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать