Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 3 июля (20 июня ст. стиль).
Сегодня день воскресный, Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших.
Идет Петров пост.
Сегодня совершается память: мчч. Инны, Пинны и Риммы (I–II). Сщмчч. Аристоклия, пресвитера, Димитриана, диакона, и мч. Афанасия, чтеца; сщмч. Мефодия, епископа Патарского (начало IV в.). Свт. Левкия исп., епископа Врунтисиопольского (V). Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) и свт. Мины, епископа Полоцкого (XII). Прав. Николая Кава́силы (XIV). Перенесение мощей свт. Гурия, архиепископа Казанского в 1630 году.
Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших.
Прославляются иконы Божией Матери Казанская-Коробейниковская и Моденская (Косинская).
Всех наших телезрителей, носящих имена в честь русских святых и в честь тех святых, что поминаются сегодня по месяцеслову, мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы говорим об удивительном святом, который, не будучи облечен в священный сан, был прославлен как православный богослов и литургист, ученый-энциклопедист, философ, писатель и представитель византийской традиции исихазма – это святой праведный Николай Кавасила.
Два солунских святых XIV века носили имя Кавасилы. Старший Нил, дядя Николая, по общепринятому мнению управлял солунской паствой до 1340 года, при императоре Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335–1340 годах Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Источники свидетельствуют, что уже в 1330-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи с исихастским движением. Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита — будущий Константинопольский патриарх Исидор Бухир.
Начиная с 1341 года Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни. Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать его партии, посольство в 1346 году отправилось к его сыну Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, путем этих самых отношений Николай приобрел благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям. В результате святой Николай был другом и советником императора Иоанна Кантакузина на протяжении многих лет, поддерживал его во время гражданской войны и с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами в августе 1345 года. В 1347 году Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Солуняне не приняли святителя. Он и Кавасила направились на Святую Гору, где пробыли год.
Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, император Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Николай Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.
Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным. Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения, ради принятия монашеского пострига призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея. Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были мирянин Николай Кавасила и еще двое архиереев: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. Но этот случай показывает высокий авторитет Кавасилы среди современников, раз его предлагали возвести прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.
В то же время Николаю Кавасиле как приверженцу исихастского учения пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. На созванном в 1351 году Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником православия и строгой аскетической жизни.
Один только краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. К самым ранним его произведениям относится отрывок из его комментария на Птоломея; ко времени его занятий делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «О росте против ростовщиков», книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных. Из его богословских произведений известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма. Однако слава Николая Кавасилы как богослова-мистика главным образом основана на его сочинении «О жизни во Христе». В семи главах этого выдающегося произведения Кавасила подвергает глубокому рассмотрению и исследованию природу православной духовной жизни.
Также известным творением Николая Кавасилы является его «Изъяснение Божественной литургии». Мирянином он, очевидно, оставался до конца жизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилой монашеского пострига или священного сана. Вероятной датой кончины праведного Николая Кавасилы является 1397 год.
Святый праведный Николае, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!