3 февраля. Преподобный Максим Исповедник

3 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 3 февраля (21 января ст. стиль).

 

День постный.

И сегодня мы творим память святых III– начала IV века:  мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы; мц. Агнии (Анны) девы; мч. Неофита Никейского;  Прп. Максима Исповедника, прписп. Анастасия Римского, подвижников VII века. Прп. Максима Грека (XVI).

Сщмч. Илии Березовского, пресвитера, убиенного в 1938 году.

Прославляются иконы Божией Матери: «Одигитрия» Ксенофская; Ктиторская; «Закланная»; «Отрада» («Утешение») Ватопедская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня на примере одного из святых первого тысячелетия мы узнаем, что такое быть одним православным среди заблуждающихся. Будущий преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия, который правил с 611 по 641 год. Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане по своей необыкновенной скромности он, по собственным его словам, «оставался простым монахом».

В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию. Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор в 451 году осудил монофизитов, исповедовавших только одну –Божественную – природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами был начат спор о волях природ в Спасителе. Через этот спор они фактически возвращались к отвергнутому монофизитскому лжеучению. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на православном Востоке оказались заняты монофизитами: Константинопольский – Сергием, Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севира и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около шести лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» – «Изложение веры», который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II, откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 году вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный Константинопольским патриархом Павлом, – «Типос», или «Образец веры», который запрещал всякие рассуждения равно как об одной, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора римскому папе Мартину I с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники были преданы анафеме. Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам а затем сослали в Колхиду – район Грузии, где он умер в изгнании в возрасте 82 лет 13 августа 662 года.

Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви очень большое письменное богословское наследие. Например ему принадлежать такие слова: «Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность. То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и прочее». Или он же говорил: «Три есть начала, побуждающих нас на зло: страсти, демоны и злое произволение».

Преподобне отче Максиме, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы