29 июля. Память святых отцов IV Вселенского Собора (451)

29 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 29 июля (16 июля ст. стиль).

 

День постный.

Сегодня Святая Церковь творит память: сщмч. Афиногена, епископа Пидахфойского, и десяти учеников его; мч. Антиоха врача, Севастийского, а также мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии, пострадавших в начале IV века. Мц. V века Иулии девы.

Память святых отцов IV Вселенского Собора, проходившего в 451 году.

Святых первой половины XX века: блж. Матроны Анемнясевской (Беляковой), исповедницы; сщмчч. Иакова (Маскаева), архиепископа Барнаульского, и с ним Петра Гаврилова и Иоанна Можирина, пресвитеров; прмчч. Ардалиона (Пономарева), архимандрита и монаха Феодора (Никитина).

Прославляется икона Божией Матери «Чирская» Псковская.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы мысленно перенесемся в середину V века, то время, когда православная Византия встала перед вызовом ереси монофизитства. Четвертый Вселенский Собор, на котором присутствовали 630 епископов, состоялся в 451 году в городе Халкидоне при императоре Маркиане. Еще при жизни императора Феодосия II в 448 году Евсевий, епископ Дорилейский, донес Собору, бывшему в Константинополе при святом патриархе Флавиане, на предстоятеля одного из столичных монастырей – архимандрита Евтихия, который из неумеренной ревности против душепагубной ереси Нестория, впал в другую крайность и начал утверждать, что в Иисусе Христе человеческое естество при ипостасном соединении было совершенно поглощено Божественным, вследствие чего утратило все, свойственное человеческой природе, кроме лишь видимого образа, так что после соединения в Иисусе Христе осталось только одно естество (Божественное), которое в видимом телесном образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло.

Собор осудил лжеучителя. Но ересиарх имел защиту при императорском дворе и находился в тесных связях с еретиком Диоскором, преемником святителя Кирилла на патриаршей Александрийской кафедре. Евтихий обратился к императору с жалобой на несправедливость осуждения и требовал суда Вселенского Собора на своих противников, которых подозревал в несторианстве. Желая успокоить Церковь, Феодосий разрешил созвать Четвертый Вселенский Собор в 449 году в Ефесе. Этот собор в летописях Церкви заклеймен именем «разбойничьего». Диоскор, поставленный от императора председателем собора, владычествовал диктаторски, употребляя угрозы и явное насилие. Евтихий был оправдан, а святитель Флавиан осужден.

В 450 году Феодосий умер. Его сестра Пульхерия возвела с собой на престол Маркиана. Наведение мира в Церкви было делом первой необходимости. Вселенский Собор был назначен на 451 год в Халкидоне. Патриарх Константинопольский, святой Анатолий, был председателем Собора. Диоскор с первого заседания был лишен места между присутствующими, а на третьем осужден со всеми своими сторонниками. Всех заседаний Собора было шестнадцать. Святые отцы единодушно произнесли проклятие на ересь Евтихия. Затем им предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным.  На основании посланий святителя Кирилла Александрийского и папы Льва Великого отцы Собора сформулировали известный Халкидонский орос:

«Последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно Человека, Того же из разумной души и тела, Единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и Того же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и Того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки учили о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам Символ отцов».

Таким вероопределением осуждалось как несторианство, так и монофизитство. Блаженный Феодорит, которого на соборе подозревали в несторианстве, особенно египетские епископы, произнес анафему на Нестория и подписал его осуждение. Поэтому собор снял с него осуждение Диоскора и восстановил в сане, равно как снял осуждение и с Ивы, епископа Эдесского.

В двух последних заседаниях Собор изложил 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины. Сверх того, Собор утвердил постановления не только трех предшествовавших Вселенских Соборов, но и Поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке.

После собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Приказано было всем принимать учение, определенное Халкидонским собором, монофизитов ссылать в заточение или изгонять, сочинения их сжигать, а за распространение их казнить. Диоскор и Евтихий сосланы были в отдаленные провинции. Хотя Халкидонским собором не был положен конец христологическим спорам, которые продолжались еще до IX века, однако его вероопределение на протяжении веков остается основой православия.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать