28 января. Преподобный Павел Фивейский

28 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 28 января (15 января ст. стиль).

 

Сегодня Церковь творит память: прмч. Пансофия Александрийского (III); прп. Павла Фивейского (IV); прп. Иоанна Кущника (V); Сербских прпп. Прохора Пшинского (X) и Гавриила Лесновского (XI); свт. Герасима II (Палладаса), патриарха Александрийского XVII – начала XVIII в.

Сщмч. Михаила Самсонова, пресвитера, пострадавшего в 1942 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы будем вспоминать основателя православного монашества — преподобного Павла Фивейского. Он родился в Египте, в городе Фиваиде, или Фивах. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия на христиан с 249 по 251 год святой Павел узнал о коварном замысле предать его в руки гонителей и, покинув город, удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью.

Незадолго до кончины преподобного Павла Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его». Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла. Преподав Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Авва Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его. Преставился святой Павел в 341 году во время молитвы, стоя на коленях, было ему 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и они покрыли пустыню обителями. Как уже было сказано, преподобный Павел считается отцом православного монашества.

Братья и сестры, по большому счету, житие преподобного Павла можно свести к одному только предложению: «Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью». Святой Павел не искал ни славы, ни каких-либо особенных откровений. В принципе, ему ведь был открыт и скорый, мученический путь. Но он избрал путь пустынника, который прошел с честью.

Для нас это очень важный урок. Часто мы беремся за то или иное дело и думаем о том, чего бы мы хотели достичь через это. Устраиваемся на новую работу и думаем о том, что она позволит нам изменить в своей жизни. Рожаем детей и уже представляем, как они выросли. Даже идя на богослужение, уже держим в голове то, что хотим получить от Бога. То есть мы всегда ждем перемен, «перемен требуют наши сердца». А преподобный отец Павел, как и все настоящие подвижники, не ждал никаких перемен, кроме внутренних. Покаяние – вот та перемена, что угодна Богу. Конечно, есть среди нас и те, что тридцать и более лет проработали на одном месте. Но разве это был просто труд? Конечно, все что-нибудь скопили, купили детям квартиру или что-то еще. И это даже совсем неплохо, ведь это тоже проявление любви к своим ближним. И, скорее, грехом было бы работать в миру много лет и ничего не сделать для самых близких людей, не позаботиться о детях, а детям не позаботиться о своих родителях. Но образец жизни преподобного Павла снова напоминает нам слова Спасителя где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Преподобный сам был на земле, а сердце его было с Господом на небе. И если мы посмотрим на почти современным нам святых, например на святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, то суть увидим ту же. Хотя отец Иоанн и жил в миру, хотя и было у него разного рода имущество, но он каждый день старался прожить таким образом, чтобы ко времени отхода ко сну все его финансы были распределены на те или иные благотворительные нужды. И ведь Кронштадтский наш праведник тоже, как и преподобный Павел, просто жил. Жил во Христе, служил Богу и ближним каждым своим делом и словом. Он не делал ничего ради корысти, ради того чтобы добиться перемен в своей внешней жизни. Он хотел только перемен внутренних. Но Господь приготовил ему крест великой известности при жизни, а преподобному Павлу, наоборот, путь полной неизвестности.

Братья и сестры, подвиги наших православных святых могут отличаться по форме и направлениям, иногда даже до полной противоположности. Но в сердцевине их подвигов всегда лежит одно и то же Евангелие нашего Спасителя. А искусство чтения житий заключается в том, чтобы видеть именно это ядро. Если в основании жизни любого святого мы будем видеть Божественное Откровение, то нам будет становиться все яснее, чего же хочет наш Господь от нас. Хотя святые и разнятся, но корень один. Также и нас благодать Святого Духа не призывает подражать тем или иным святым буквально. Мы призваны усвоить их духовный подвиг, призваны понять их, почувствовать глубину. Разные слова Спасителя на каждого из нас действуют по-разному, мотивируют на разные дела, но это не значит, что эти дела противоречат друг другу. И апостол Павел не раз говорил о том, что все мы – тело Христово, а порознь –члены его. И каждый член тела отличается от другого, имеет свое предназначение. Главное, чтобы все члены были здоровы и были послушны голове. А голова – Господь.

Братья и сестры, давайте будем учиться видеть глубинную суть подвигов святых угодников и подражать не столько их внешним подвигам, сколько их вере и намерению исполнить волю Божию, будем подобно им полагать в основу всех наших дел Евангелие Спасителя нашего Иисуса Христа.

Преподобне отче Павле, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать