27 октября. Преподобный Никола Святоша, кн. Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах

27 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 27 октября (14 октября ст. стиль).

 

Сегодня мы вспоминаем: мчч. I века Назария, Гервасия, Протасия и Келсия; сщмч. СильванаГазского, пресвитера IV века; прп. Параскевы, подвижницы XI века; прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца XII века; сщисп. Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского, сщмчч. Михаила Лекторского, Петра Лебедева; прмч. Максимилиана (Марченко).

Прославляется икона Божией Матери Яхромская.

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы перенесемся в первые века христианства на Руси. Во второй половине XI века у черниговского князя Давида Святославича родился сын Святослав, будущий преподобный Никола Святоша, Печерский чудотворец. В крещении ему было наречено имя Панкратий. Приходился он внуком самому Ярославу Мудрому. До пострига с именем Николай, Панкратий был князем Луцким, был женат и имел детей. В своей мирской жизни ему пришлось принимать участие в междоусобице, возникшей по причине ослепления князя Василько Ростиславича. В результате он был лишен своего удела русско-половецкими войсками. После чего святой не стал бороться за возвращение своего удела, а принял это как волю Божию и 17 февраля 1106 года, по смерти жены Анны принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с именем Николай.

Здесь Никола Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал на кухне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. За исполнение этих послушаний получил он по решению игумена отдельную келью и разбил перед ней сад. Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Преподобный много времени проводил за чтением книг, которые приобретал на деньги, полученные от рукоделья и садоводства, после его смерти в монастыре осталась принадлежавшая ему библиотека.

Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Незадолго до своей кончины, в 1142 году, по просьбе великого князя Всеволода Ольговича, он отлучался из монастыря для примирения черниговских князей с их братьями. Вскоре, после отшествия святого в горние обители в 1143 году, тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.

Братья и сестры, описание жизни того времени дает нам понять, насколько другой была социальная жизнь общества. Она была такой контрастной: тут жестокость и праведность, высокий статус и глубочайшее смирение. Наверное, можно сказать, что расслоение общества в то время было гораздо меньше, чем сейчас. В миру преподобный Никола был князем Луцким, а значит его решение было подобно тому, как если бы мэр современного города ушел в монастырь на общие послушания. Нам трудно такое представить. В современном мире власть и деньги настолько отделяют человека от общего, обыкновенного образа жизни, что иногда кажется, между нами и ними уже нет никакого перехода. Хотя если мы обратимся к достаточно недавней истории, то найдем очень состоятельных людей, ставших монахами, например преподобного Серафима Вырицкого; или людей властного сословия, например великая княгиня Елизавета Федоровна, прославленная в лике преподобномучениц.

Почему же сейчас это кажется невозможным? Неужели система современных взаимоотношений в обществе держит людей в тисках, закрывая им путь ко спасению? Бог всегда оставляет человеку лазейку для спасения. Другой вопрос, что, к сожалению, человеку, жадному, подлому, одержимому различными страстями, добиться в современном мире материального успеха гораздо легче, нежели человеку с четкими представлениями о чести и достоинстве.

Поэтому, братья и сестры, мы должны смирить свою зависть по отношению к нашим зажиточным соотечественникам. Когда мы завидуем кому-то, надо примерить на себя не только то, чему конкретно мы завидуем, а примерить все полностью: все обстоятельства жизни этого человека с его удачами и провалами, а главное, на себя надо примерить качества души того человека, который вызывает у нас зависть. Ведь зависть, помимо скорби о благополучии ближнего, в основе своей содержит очень полезную способность человека — стремиться соответствовать некоему примеру, образцу. И если мы завидуем жадному, жестокому человеку и, примеряя на себя его душевные качества, чувствуем себя хорошо и комфортно, то надо срочно бежать в храм и молиться, чтобы Господь исправил нас и наставил на путь спасения. А вот если мы завидуем по-доброму, то есть хотим подражать кому-то из святых, и, примеряя на себя качества его души, чувствуем простор, а себя видим маленькими, видим все свои несовершенства и хотим достигнуть тех добродетелей, что жили в сердце того или иного подвижника, вот тогда это добрый признак и мы выбрали правильный образец для подражания.

Преподобне отче Николае, моли Бога о нас.

 

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать