27 декабря. Святой мученик Ариан

27 декабря 2015 г.

Церковный календарь. 27 декабря (14 декабря ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня Неделя святых праотец, и совершается память святых III века: мчч. Фирса, Левки́я и Каллини́ка, Филимона, Аполло́ния, Ариа́на и Феоти́ха. Сщмч. Николая Ковалева, пресвитера пострадавшего в 1937 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы снова вспоминаем святых мучеников конца III века. Святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих пострадали за веру в Египте, в городе Антино́е, при императоре Диоклетиане, что правил с 284 по 305 год. Святой Ариан до своего обращения в Христову веру был гонителем христиан, в том числе мучеников Аполлония и Филимона. Сначала мученик Аполлоний, убоявшись предстоящих страданий, упросил музыканта-язычника Филимона переодеться в его одежды и принести за него жертву идолам. Но неожиданно святой Филимон исповедал себя перед язычниками христианином. Святой Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа. После истязаний оба мученика были казнены. Их мучитель Ариан, исцелив свой раненый глаз прахом, взятым от могилы Филимона, раскаялся, обратился в христианскую веру и крестился со всем домом и телохранителями. За любовь ко Христу они добровольно пошли на мучения и были преданы смерти. Среди телохранителей старшим был мученик Феотих, поминаемый вместе с другими святыми. Мученики Филимон и Аполлоний скончались 16 марта 286 г., а мученики Ариан и Феотих - 4 марта 287 года.

Дорогие друзья, в совершенно кратких житиях святых мучеников перед нашими глазами пролетают целые судьбы людей. Мы, живущие в современном информационном потоке, очень привыкли к тому, что важная информация тщательно разжевывается и объясняется. Жития были написаны в другое время, и здесь нам приходится делать остановку почти на каждом слове, чтобы понять, раскрыть для себя глубину драмы того или иного персонажа. Давайте мы сегодня особенное внимание обратим на мученика Ариана. Он был мучителем двух других мучеников, что вспоминаются сегодня, но дивным образом, подобно Павлу, обращается от своего язычества через исцеление глаз. Болезнь глаз – это страшно, это жизнь с постоянной тревогой о том, что в любой момент может наступить полная слепота. А слепота – это разрыв связи с большей частью общества, невозможность участвовать в общедоступных развлечениях, это потеря возможности наслаждаться внешней красотой Божьего творения. Конечно, Ариана беспокоила такая участь. И когда он предавал на мучения святых Аполлония и Филимона, то его жестокость, скорее всего, подкреплялась его необъяснимой жаждой мести кому-то или чему-то за жестокую несправедливость его болезни.

Так часто бывает в нашей жизни. В психологии это явление называется сублимацией. Когда человек чувствует внутри себя некую неудовлетворенность, несправедливость по отношению к своей судьбе, он начинает изливать свой гнев везде и всюду. И несмотря на то, что будущий святой Ариан был жесток и несчастлив, он имел надежду на то, что каким-то чудесным образом сможет избавиться от своего недуга. Сможет полноценно прозреть, сможет различать лица любимых людей и будет наслаждаться с детства дорогими сердцу пейзажами. И вот по какому-то неизвестному нам стечению обстоятельств, видимо, совершенно отчаявшись, Ариан прибегает к совету кого-то из своих приближенных, использовать в качестве лекарства прах с могилы человека, убийцей которого являлся сам Ариан. Конечно, такой поступок требовал немалой доли смирения, но бывший мучитель переступает через себя и идет по пути, на который его влечет надежда на исцеление. И происходит чудо – святой Ариан исцелен, он снова видит белый свет без пелены и боли. Но чудо не остается бесплодным. Казалось бы, как же так? Такой долгожданный дар – прозрение, разве можно им пожертвовать ради чего бы то ни было? Конечно, житие умалчивает нам очень многое, и мы можем только догадываться. Но духовные законы действуют во все времена одинаково.

Из заключительной части истории святого Ариана мы можем сделать вывод: не только зрение стало тем даром, что он получил от Господа в момент соприкосновения с прахом с могилы святого Филимона. Помимо телесного уврачевания, произошло исцеление душевное, и даже более того – духовное. Ариану открылась бездна Божественной благодати, он осознал, что весь видимый мир – это даже не вершина айсберга реального бытия, но лишь тонкий слой пыли, за которым скрывается истинная картина мироздания. И вот, обретя зрение, наш герой получил понимание того, что это земное зрение не дает ему возможности видеть то, чего теперь более всего жаждет его душа. Отец, Сын и Дух Святой остаются сокрытыми от его вещественного взгляда. Нетварный свет, коснувшийся его глаз в момент исцеления, остался недоступен физическим рецепторам тонкой ткани сетчатки. Как же так? Пришло видение мира, но и пришло ведение, что окружающий мир – это лишь декорации. Призвание Ариана произошло, он теперь готов идти до самой смерти за Спасителем, Пастырем, голос Которого он знает. И Господь не оставляет без реализации свое орудие против князя мира сего, ведь мученики – это передовые отряды, пробивающие авангард дьявольских сил. И святой муж смело идет на мучения ради Христа, идет по пути тех, кого так недавно сам предавал на пытки и смерть. Теперь они не кажутся ему безумцами, скорее, сейчас они для него наставники и учителя.

Братья и сестры, жития требуют от нас душевной работы. Чтобы получить пользу от их чтения, нужно порой включить фантазию, подкрепленную, конечно, историческими знаниями и духовным опытом. Не фантазию о духовных откровениях, которые, несомненно, ведут к прелести, а фантазию, помогающую увидеть за краткими словами житийного повествования реальных людей, близких нам своими чувствами и переживаниями.

Святые мученицы, молите Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать