26 января. Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Преподобный Елеазар Анзерский

26 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 26 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь совершает память преподобного Елеазара Анзерского.

Уроженец города Козельска, сын купца Севрюкова, Елеазар еще в молодых летах пришел в Соловецкую обитель и, испытанный послушаниями, пострижен был в монашество. Строгим постом, крепостью в молитве, глубоким вниманием к себе самому он приобрел себе уважение братии и любовь игумена Иринарха.

Ревнуя служить Господу с самоотречением более тяжким, по благословению преподобно-го Иринарха удалился он на Анзерский остров, за двадцать верст от обители, и здесь стал подвизаться отшельником, не отвлекаемый никем. Сперва жил он на горе у озера. Для пропитания своего на пустынном острове делал он своими руками деревянные чашки, ста-вил их у морской пристани, и временные гости – моряки оставляли отшельнику хлеб и другие съестные припасы.

Спустя четыре года, в 1616 году, постриженный в схиму, перешел преподобный к ветхой церкви Святителя Николая, поставленной для временных тружеников на солеварнях. Здесь поставил он себе малую келлийку и жил с Господом.

Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Преподобный Елеазар ввел для сподвижников древний чин скитского жития. Келлии безмолвных пу-стынников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались они для общей молитвы и в следующий день, совершив воскресное пение, расходились по ке-ллиям для богомыслия. Молитва, псалмопение, рукоделие по силе составляли обыкновен-ное занятие их. О душевных смущеньях открывали они преподобному старцу.

Преподобный был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвеще-ния. «От многого Божественного писания, – сказано о нем во вкладной книге скита, – раз-личные повести собра и три книги Цветника своею рукою написа уставом; такожде и чин монашеского келейного правила в писании – от искусу, добре истолкова».

В другое время преподобный то коленопреклонно молился, то рубил дрова и носил их на спине своей. Немало пришлось ему претерпеть искушений то от духа злобы, то от людей немощных. Раз явился ему искуситель в виде брата обители с приглашением в обитель. Подвижник не хотел идти в путь прежде, чем совершит правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приходилось ему читать молитву Господню – «Отче наш», мнимый брат выходил из келлии; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа, а подвиж-ник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его.

Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола, и узнавший о преподобном Елеазаре от прежнего келаря Троице-Сергиевой лавры, а теперь подвижника Соловецкого Александра (Булатникова), вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после теплой мольбы старца в 1629 году ро-дился царевич Алексий. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзер-скому скиту.

Царь Алексий по вступлении на престол предписал строить каменный храм в скиту, нача-тый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царем.

Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, невзирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу.

Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Еле-азара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал все, что мог, для покоя преподобного Елеазара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «Поберегите Анзерских старцев, строителя и братию», – и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика; в 1655 году патриарх Никон выпросил у царя отпускать в Анзерский скит более прежнего свеч, ладана, вина и муки для церковной службы; установил быть семнадцати братьям в скиту и послал от себя серебряные оклады на иконы и дары скитникам деньгами и рыбою.

Святой старец скончался после сорокалетних подвигов января 13-го дня (по старому стилю) 1656 года.

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мчч. Ермила и Стратоника (около 315);

прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616);

мч. Петра Анийского (309–310);

прп. Иакова, еп. Низибийского (350).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы