25 декабря. Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

25 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 25 декабря (12 декабря ст. стиль).

 

Продолжается Рождественский пост.

Сегодня, в воскресный день, совершается память: святых III века: сщмч. Александра, епископа Иерусалимского, и мч. Разумника (Синезия). Свт. Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца IV века. Прп. Ферапонта Монзенского, подвижника XVI века.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы с вами молитвенно обращаемся ко святому Иерусалимской Церкви.

Священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский собирал около себя в Александрии. Александр находился и в тесной дружбе с Оригеном. Климент Александрийский был одним из известнейших христианских ученых первых веков, в 217 году он был учителем знаменитого Александрийского огласительного училища, принявшего вид богословского образовательного заведения и привлекавшего в свои стены массы слушателей.

Император Септимий Север в 202 году воздвиг гонение на христиан. Огласительное училище было закрыто, а Климент был вынужден оставить Александрию, где его место вскоре занял молодой Ориген. Он перебрался в Палестину, где нашел защиту и покровительство у поминаемого сегодня ученика, святителя Александра Иерусалимского. Там он и умер. В силу своей близости к Оригену Климент не был канонизирован в православной традиции.

А Ориген, с которым также тесно общался священномученик Александр, был замечательным христианским ученым, библеистом и философом. Но, к сожалению, уклонился в ряд заблуждений, самое известное среди которых – учение о спасении всех людей – апокатастасис. Хотя выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у него, например, впервые встречается термин «Богочеловек»), эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени (или апокатастасисе), которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости в конечном счете спасет от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого сатану.

Ориген и его заблуждения были осуждены на V Вселенском Соборе в 553 году. Ведь Господь в Евангелии ясно говорит о будущем Страшном Cуде и о том, что там будут те, кто пойдут в одну сторону: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34), и те, которые будут по другую сторону: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).

А святой апостол Павел писал о Господе, что мы ждем Его, как в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,  когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству  (2 Фес. 1, 8-10).

Святой Александр впоследствии, когда уже управлял Иерусалимской Церковью, из уважения и дружбы к Оригену позволил ему даже говорить поучение в своем присутствии. За это позволение мирянину поучать в церкви при епископе архипастырь подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригена. В ответ святой Александр указал ему на пример других церквей. После он даже рукоположил Оригена во пресвитера, чрез что опять возгорелся спор между ним и Димитрием. И хотя кончина Оригена была мученической, несмотря на великие заслуги перед церковной наукой того времен, к лику святых он, конечно же, не причислен из-за ряда своих глубоких заблуждений. А вот Иерусалимский святитель Александр оказался свободным от заблуждений своего учителя Климента Александрийского и друга Оригена и потому, приняв мученическую кончину, стал заступником нашим и ходатаем перед Престолом бессмертного Царя.

В начале III века святой Александр был поставлен епископом во Флавии, Каппадокии, что составляло обширную область в восточной части Малой Азии. В гонение Септимия Севера, около 209 года, за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет. По освобождении из заключения в 212 году святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и по ясному небесному откровению избран соправителем престарелого Патриарха Иерусалимского Наркисса. В течение целого поколения, 38 лет, святой Александр мудро управлял Иерусалимской Церковью. В первую очередь он был известен своей любовью к просвещению.

Он устроил за свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. Этой библиотекой, между прочим, пользовался в свое время (в IV веке) знаменитый церковный историк Евсевий Кесарийский, автор труда «Церковная история», который и сохранил в своей истории сведения о жизни святого Александра Иерусалимского. Но и Евсевий, несмотря на свои труды, не сподобился называться святым, потому что уклонился в арианство и не был достаточно последователен в своих размышлениях.

Но вернемся к епископу Александру. В гонение Декия святой Александр Иерусалимский был призван в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал свой дух Господу в 251 году.

Братья и сестры, сколько замечательных людей мы сегодня встретили в житии святого Александра, все они очень много потрудились во благо Церкви, но лишь святой Александр оказался тверд и предан Православию «на сто процентов». В связи с этим вспоминаются слова святого апостола Иакова: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1-2). Велика ответственность церковного учителя. Если бы Климент, Ориген или Евсевий воздержались от неправославных речей, то, возможно, были бы прославлены у Господа в лике святых. А высказав ересь, они подверглись осуждению, и теперь мы молимся о них, а не они о нас.

Святый священномучениче Александре, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать