Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжается Рождественский пост.
Сегодня, в воскресный день, совершается память: святых III века: сщмч. Александра, епископа Иерусалимского, и мч. Разумника (Синезия). Свт. Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца IV века. Прп. Ферапонта Монзенского, подвижника XVI века.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы с вами молитвенно обращаемся ко святому Иерусалимской Церкви.
Священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский собирал около себя в Александрии. Александр находился и в тесной дружбе с Оригеном. Климент Александрийский был одним из известнейших христианских ученых первых веков, в 217 году он был учителем знаменитого Александрийского огласительного училища, принявшего вид богословского образовательного заведения и привлекавшего в свои стены массы слушателей.
Император Септимий Север в 202 году воздвиг гонение на христиан. Огласительное училище было закрыто, а Климент был вынужден оставить Александрию, где его место вскоре занял молодой Ориген. Он перебрался в Палестину, где нашел защиту и покровительство у поминаемого сегодня ученика, святителя Александра Иерусалимского. Там он и умер. В силу своей близости к Оригену Климент не был канонизирован в православной традиции.
А Ориген, с которым также тесно общался священномученик Александр, был замечательным христианским ученым, библеистом и философом. Но, к сожалению, уклонился в ряд заблуждений, самое известное среди которых – учение о спасении всех людей – апокатастасис. Хотя выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у него, например, впервые встречается термин «Богочеловек»), эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени (или апокатастасисе), которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости в конечном счете спасет от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого сатану.
Ориген и его заблуждения были осуждены на V Вселенском Соборе в 553 году. Ведь Господь в Евангелии ясно говорит о будущем Страшном Cуде и о том, что там будут те, кто пойдут в одну сторону: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34), и те, которые будут по другую сторону: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).
А святой апостол Павел писал о Господе, что мы ждем Его, как в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству (2 Фес. 1, 8-10).
Святой Александр впоследствии, когда уже управлял Иерусалимской Церковью, из уважения и дружбы к Оригену позволил ему даже говорить поучение в своем присутствии. За это позволение мирянину поучать в церкви при епископе архипастырь подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригена. В ответ святой Александр указал ему на пример других церквей. После он даже рукоположил Оригена во пресвитера, чрез что опять возгорелся спор между ним и Димитрием. И хотя кончина Оригена была мученической, несмотря на великие заслуги перед церковной наукой того времен, к лику святых он, конечно же, не причислен из-за ряда своих глубоких заблуждений. А вот Иерусалимский святитель Александр оказался свободным от заблуждений своего учителя Климента Александрийского и друга Оригена и потому, приняв мученическую кончину, стал заступником нашим и ходатаем перед Престолом бессмертного Царя.
В начале III века святой Александр был поставлен епископом во Флавии, Каппадокии, что составляло обширную область в восточной части Малой Азии. В гонение Септимия Севера, около 209 года, за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет. По освобождении из заключения в 212 году святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и по ясному небесному откровению избран соправителем престарелого Патриарха Иерусалимского Наркисса. В течение целого поколения, 38 лет, святой Александр мудро управлял Иерусалимской Церковью. В первую очередь он был известен своей любовью к просвещению.
Он устроил за свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. Этой библиотекой, между прочим, пользовался в свое время (в IV веке) знаменитый церковный историк Евсевий Кесарийский, автор труда «Церковная история», который и сохранил в своей истории сведения о жизни святого Александра Иерусалимского. Но и Евсевий, несмотря на свои труды, не сподобился называться святым, потому что уклонился в арианство и не был достаточно последователен в своих размышлениях.
Но вернемся к епископу Александру. В гонение Декия святой Александр Иерусалимский был призван в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал свой дух Господу в 251 году.
Братья и сестры, сколько замечательных людей мы сегодня встретили в житии святого Александра, все они очень много потрудились во благо Церкви, но лишь святой Александр оказался тверд и предан Православию «на сто процентов». В связи с этим вспоминаются слова святого апостола Иакова: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1-2). Велика ответственность церковного учителя. Если бы Климент, Ориген или Евсевий воздержались от неправославных речей, то, возможно, были бы прославлены у Господа в лике святых. А высказав ересь, они подверглись осуждению, и теперь мы молимся о них, а не они о нас.
Святый священномучениче Александре, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!