23 февраля. Священномученики Петр Грудинский и Валериан Новицкий, пресвитеры

23 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 23 февраля (10 февраля ст. стиль).

 

Продолжается первая подготовительная неделя к Великому Посту – сплошная, то есть поститься на этой неделе Церковью не благословляется.

И сегодня Святая Церковь совершает память: сщмч. Харала́мпия, епископа Магнезийского, и с ним мчч. Порфирия, Ва́птоса и трех мучениц. прав. Галины (III); мцц. дев Енна́фы, Валентины и Павлы (III – начало IV в.). Блгв. кн. Анны Новгородской (XI).  Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах (XI – начало XII). Прп. Лонгина Коря́жемского, иеромонаха XVI века.

Сщмчч. Петра Грудинского и Валериана Новицкого, пресвитеров убиенных в 1930 году.

Прославляется икона Божией Матери «Огневидная».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня очень хочется успеть поговорить сразу о двух священномучениках: святом Петре Грудинском, 1877 года рождения, и святом Валериане Новицком, 1897 года рождения. Хотя возрастом они разнились, их объединяет и место происхождения – Минская губерния, и место заключения – Слуцкая тюрьма, и день вынесения приговора – 23 февраля 1930 года. Возможно, их даже похоронили вместе, потому что есть свидетельство от одного из палачей, как ему пришлось в тот день вести троих приговоренных к расстрелу в лес. Двое из них были священниками, и один из них точно был отец Валериан. Перед расстрелом священникам в очередной раз предложили отказаться от веры в Бога и от сана. После того как они отвергли это предложение, им приказали собственноручно вырыть себе могилу, а затем расстреляли. Промыслительным оказалось и то, что краткие жития этих двух святых объединяет одна очень характерная особенность – их переписка с собственными женами накануне казни. Только вот письма жен священников отличаются до полной противоположности.

Итак, вот горькая и печальная переписка отца Петра Грудинского с его супругой. Она писала ему в тюрьму: «Прошу тебя [...] если ты жалеешь меня, откажись от своих ничего никому не дающих убеждений. Я тебя неоднократно просила об этом и раньше. За эти восемь лет, вспомни, сколько, чуть ли не ежедневно, было скандалов между нами на почве религии! Для тебя я кривила душой, надевала маску в силу привязанности к тебе. Теперь же нет уже сил, я устала терпеть из-за того, во что не верю. И я в последний раз спрашиваю тебя: кого ты предпочитаешь – меня ли, существующую, – своей, как ты говоришь, идее?! Если согласишься со мной, я поеду с тобой хоть на край света, не боясь нужды. Но при мысли продолжать быть попадьей я вся содрогаюсь – не могу. Ответь мне, как быть?» 

«Дорогая Ирочка, – писал из тюрьмы отец Петр в ответ на это письмо, – твое письмо ошарашило меня более ареста, и только сознание, что оно продиктовано горем и нуждою, несколько успокоило меня. Вот уже скоро двадцать четыре года, как мы живем вместе, и ты, родная, имела возможность убедиться, что я всегда старался быть честным и справедливым, что я никогда на сделки со своей совестью не шел. Ты хорошо знаешь, что я врагом советской власти никогда не был... и преступником себя ни в какой мере не считаю. Посему особенно беспокоиться нечего. Если же судьбе угодно послать мне испытание, то покориться ему так или иначе нужно. Я никогда не стеснял своей совести, – зачем же ты, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, толкаешь меня на бесчестный поступок, зная мою религиозность, не напускную, а внутреннюю?! Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?! Я не могу, и не сделаю этого даже ради тебя, которую всегда любил и люблю. Дорогая моя, возьми себя в руки и не давай ходу черным мыслям [...] Пришли мне гребень, он в теплом подряснике. Сам я здоров, чувствую себя хорошо и только часто думаю про тебя, что тебе так трудно. Крепко обнимаю тебя, целую и молюсь, чтобы Господь подкрепил тебя, сохранил от зла».

Теперь послушайте очень краткую, но такую характеризующую переписку супругов Новицких. Супруга отца Валериана – Доминика Игнатьевна поехала навестить мужа в тюрьму, но свидания ей не дали и ей удалось лишь получить от мужа записку: «Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?» В ответ она лишь написала ему: «Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь».

Вот такая колоссальная разница может быть в браке. Дорогие братья и сестры, нельзя недооценивать важность вопроса о единстве религиозных взглядов в семье. Конечно, апостол Павел пишет: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 12–14). Но когда приходят трудности и испытания, особенно когда приходят гонения, тогда, как сказал Господь, в мир приходит меч. Слова Спасителя будут актуальны до конца времен: Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф. 10, 32–36). Поэтому в семье нам в первую очередь необходимо всем вместе постоянно размышлять о вопросах духовных, чтобы семья была единомышленна в вере, как одно тело. Чтобы, когда придут времена испытаний, нам не оказаться врагами друг другу, как в семье отца Петра, а быть поддержкой, какой стала матушка отца Валериана.

Святии мученицы Петре и Валериане, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать