Церковный календарь. 23 декабря (10 декабря ст. стиль).
Рождественский пост.
Сегодня Церковь творит память: мчч. IV века: Мины, Ермогена и Евграфа; мч. Гемелла Пафлагонянина; прп. Фомы Дефуркина, игумена X века; блжж. Иоанна и родителей его Стефана и Ангелины, правителей Сербских XV века; свт. Иоасафа, епископа Белгородского XVIII века.
Сщмчч. XX столетия: Иакова Шестакова, Александра Шкляева, Евграфа Плетнева, Анатолия Правдолюбова, Александра Туберовского, Евгения Харькова, Константина Бажанова, Николая Карасева, Михаила Кобозева, Николая Розова и Алексия Введенского, пресвитеров, прмч. Сергия (Сорокина) и мчч. Михаила Плетнева, Петра Гришина, Евсевия Тряхова, Михаила Якунькина, Дорофея Климашева, Лаврентия Когтева, Григория Берденева, мцц. Александры Устюхиной и Татианы Егоровой; испп. Анны Ивашкиной, Татианы Бякиревой и Феклы Макушевой; прп. схимонахини Анны (Столяровой).
Именинников мы поздравляем с днем ангела.
Человек - пришелец в мир,
временный и странный,
Проходил и вдаль и вширь
Все земные страны.
О бессмертии мечтал
в этой краткой жизни,
К Небесам душой взлетал,
как к святой Отчизне.
И на жизненных стезях,
лютый и суровый,
Вдруг напал жестокий враг,
вмиг убить готовый.
Он же смело в брань вступил,
в жарком ратном деле
Духом силы укрепил
в слабом, тленном теле.
Братья и сестры, сегодня мы молитвенно обращаемся к автору увлекательнейшего поэтического произведения, озаглавленного как «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными», – святителю Иоасафу Белгородскому.
Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении был назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иокима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и наконец открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межиго́рском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год монах Иоасаф был рукоположен в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем, конечно же, свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными».
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, требовавшей много сил для восстановления после пожара.
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. 10 декабря 1754 года святитель преставился.
Братья и сестры, давайте снова обратимся к чудесным строкам, написанным святителем:
Предводители полков
ряд примкнули к ряду.
Обозрев их, нам таков
видится порядок.
Вот - Смирения полки.
Ими предводили
Те, кто сладость благ мирских
в суету вменили.
Этот мир и плоть свою
так они презрели —
Лишь врагов побить в бою -
их сердца горели.
Далее — войска Любви,
их святые власти
Делят здесь ряды свои
на две равных части:
Первый — мучеников строй,
над которым главный
Свят Димитрий,
с ним герой —
Стратилат преславный.
Части же второй полки
все за властелина —
В Благовестии Луки
чтут Самарянина.
Братья и сестры, всем желаю прочитать это стихотворное сказание с начала и до конца. Не всем, конечно, рифма помогает в усвоении смысла, но кому-то этот труд придется особенно по душе. Мы привыкли, что в современном богослужении очень мало рифмы, а ведь каноны на греческом языке, так же, как и большая часть Священного Писания, написаны в стихотворной форме. Поэтому не будем смущаться и воскликнем вместе со святителем:
Богу славу воспоем,
сложим гимн великий
И на брачный пир пойдем
во дворец Владыки.
И пошли на царский пир,
светом озаренный,
Человек, пришелец в мир,
с дочерьми Сиона.
Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас.
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!