22 сентября. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Воспоминание Третьего Вселенского Собора

22 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 22 сентября (9 сентября ст. стиль)

 

Сегодня попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Также совершается память: праведных богоотец Иоакима и Анны; прп. Феофана, исповедника и постника; мчч. Харитона и Стратора (III); мч. IV века Севериана Севастийского; блж. Никиты в Царьграде (XII); прп. Иосифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца XVI столетия;  румынского подвижника XVIII века прп. Онуфрия Воронского.

Воспоминание Третьего Вселенского Собора 431 года.

Обре́тение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиепископа Черниговского в 1896 г.

Память святых XX века: сщмчч. Григория Гаряева, Александра Ипатова, Захарии (Лобова), архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского, Димитрия Троицкого, Александра Виноградова и мч. Василия Шикалова; прмч. Андроника (Сурикова).

Мы сердечно поздравляем всех с великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы, именинников поздравляем с днем ангела.

 

Дорогие братья и сестры, мы привыкли, что церковный календарь представляет собой исключительно указание на то, в какой день вспоминается тот или иной святой. Но сегодняшний день демонстрирует, что это не всегда так. Сегодня в перечне святых мы видим такую строчку: «Воспоминание Третьего Вселенского Собора 431 года». Как нам реагировать на такую запись? Святая Церковь призывает нас в этот день к особенно усиленному самообразованию.

Начнем с того, что такое Вселенский собор и зачем нам о нем вспоминать. Вселенскими соборами назывались те соборы, которые решали принципиальные вопросы христианского вероучения и участие в них принимали представители (чаще всего епископы) всех Поместных Церквей.

Нередко в церковных кругах можно встретить такое мнение: «Да чему они там учат в духовных школах? Изучают соборы, которым почти две тысячи лет, что от них толку?» Такой позиции могут придерживаться только те люди, которые не имеют представления о том, что собственно происходило на Вселенских Соборах. Не будем углубляться в частности, скажем только одно: ереси, осужденные на семи Вселенских соборах Православной Церкви, живут и по сей день. Конечно, в наши дни никто не называет их арианством, несторианством, докетизмом, гностицизмом и прочими сложными словами, но суть их от этого не меняется. Скорее, здесь проявляется другая проблема современной действительности: мы становимся совершенно безразличны к своему вероучению. Уделяем больше внимания внешним атрибутам, нежели глубоким богословским вопросам, лежащим в основе самой возможности спасения в Церкви.

Почему же сегодня мы вспоминаем именно Третий Вселенский собор, и что на нем обсуждалось? Сегодня совершается попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, то есть продолжения праздника. Вчера был день веселья, и Святая Церковь не обременяла нас никакими сложными проблемами церковной жизни. Но сегодня, когда торжество уже отшумело, нам предлагается обратить свой взор на историю сложных споров в Церкви, касающихся Пресвятой Девы Марии и самой возможности именовать Ее Богородицей. Этот вопрос был очень острым. Так, Константинопольский архиепископ (а ныне мы бы сказали патриарх) Несторий стал применять к Деве Марии термины «Христородица» и «Богоприимица», избегая термина «Богородица». Святитель Кирилл Александрийский обратил на это внимание, и вскрылась большая проблема. В Церкви распространялось очень пагубное представление о том, что Дева Мария родила простого человека, конечно Помазанника (или Христа по-гречески), но Божественная природа соединилась с Ним впоследствии, Бог обитал в Нем как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл «Богоносцем».

Казалось бы, какое отношение все это имеет к нам? Самое прямое, так как многие современные религии и просто светские люди именно так говорят об Иисусе Христе, низводя таким образом значение личности Спасителя почти до сугубо нравственного вопроса. Они говорят, что у Иисуса Христа было некое дарование свыше, так сказать, таланты, Он был гением своего времени. Но и во всех религиях есть особо почитаемые герои и пророки, значит, с точки зрения светских людей, все религии можно и нужно объединить, чтобы не было конфликтов и войн, только потому, что они отличаются в культурных аспектах. Но это принципиальная ошибка. Мы говорим, и отцы, участвовавшие в Третьем Вселенском соборе, постановили, что Иисус Христос – это Истинный Превечный Бог, воплотившийся, родившийся Своим человеческим телом от Девы Марии, а значит от Богородицы. Но Личность в человеческом теле Спасителя была Сам Бог, сотворивший этот мир и даже само время. Это означает, что слова Спасителя носят не условно нравственную ценность, а ценность абсолютную, и мы не можем сравнивать сюжеты древних мифов или выдумки современных сектантов со словами Спасителя: это было бы подобно сравнению осколков льда с алмазом. И когда мы слышим скептический вздох со стороны очередного всезнайки, то можно его разочаровать, ведь его «новаторская» идея фикс о том, что Господь наш Иисус Христос – всего лишь просветленный человек, один из множества, осуждалась и разбита в пух и прах почти семнадцать столетий назад!

Святии отцы, участники 3-го Вселенского собора, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы