21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 21 ноября (8 ноября ст. стиль).

 

Сегодня Церковь празднует:  Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, хочется сразу же поблагодарить замечательного священника, клирика Санкт-Петербургского собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерея Константина Пархоменко за его чудесную и подробнейшую книгу «Об Ангелах и бесах», которая очень поможет нам понять смысл сегодняшнего праздника. И да простит меня отец Константин за чрезмерное цитирование. Его книги и статьи вы можете найти на его личной странице на интернет портале «Азбука веры».

Часто бывало, что празднование того или иного церковного события, святого или чуда устанавливалось Церковью не просто так, а как знамение и напоминание о некой важной разрешенной церковной проблеме. Так же обстоит дело и с празднованием собора Небесных сил бесплотных. В IV веке в Лаодикии был собран собор, на котором обсуждалась масса вопросов, как административного, так и вероучительного характера, и вот в списке постановлений, под номером 35 мы читаем: «Не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить ради служения Ангелам, и творить ради них собрания. Сие отвержено. Того ради, если кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению». То есть таким образом осуждались еретики, не молящиеся Богу и Господу Иисусу Христу, а только ангелам, как творцам и правителям мира. И главной целью праздника было подчеркнуть служебную функцию ангелов, поэтому в кондаке мы слышим: «Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи».

Само слово «ангел» греческого происхождения и переводится как «посланник, вестник». Согласно свидетельству Священного Писания, ангелы были сотворены Богом еще до создания видимого мира, сотворены в огромном множестве как служители Божии. Ангелы служат Богу, прославляют Его, доносят до человека вести от Бога. По повелению Божию они являются хранителями и защитниками людей.

Часть ангелов  отпала от Бога. Священное Писание не говорит прямо, почему это произошло, у нас есть только косвенные указания на это и многочисленные свидетельства святых отцов. Они говорят нам, что один из самых высших Ангелов помрачился умом от зависти Богу, взбунтовался против своего Создателя и увлек с собою многочисленную часть духов. Силами ангелов, устоявших в своей верности Богу, и в первую очередь благодаря архангелу Михаилу, все они были низвергнуты в преисподнюю и отныне представляют собой невидимое, но крайне злое и ожесточенное войско. Собственно, само по себе имя «Михаил» означает вопросительный возглас первого из архангелов при свержении Денницы «Кто как Бог?».

У пророка и псалмопевца Давида встречается описание природы ангелов: «Ты делаешь Ангелов Своих духами и слуг Своих языками пламени». Объясняя эти слова, преподобный Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение православной веры» отмечает, что пророк, говоря об Ангелах, показывает нам «…их легкость и пламенность, горячность, и проницательность, быстроту, с какой они желают Бога и служат Ему, их стремление к горнему и свободу от всякого вещественного представления». Далее преподобный Иоанн говорит: «Итак, Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом… оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно».

Как пишет отец Константин Пархоменко: «Описать Ангелов – невозможно. Еще раз заострю внимание на том, что они принадлежат к совершенно иному уровню миробытия, наши категории к Ангелам едва ли приложимы. Мы можем описать Ангелов условно, исходя из того служения, которое они несут. И вот, согласно этому «функциональному» описанию, мы можем представить себе Ангелов как возвышенных и прекрасных крылатых существ». Но и крылья Ангелов – не какая-то часть их тела, а изображают быстроту исполнения Ангелами воли Божией».

Существует масса разных вариантов классификации ангельских чинов у разных святых отцов, и количество их разнится от 8 и до 11. В самой популярной традиции располагаются они так: Херувимы, Серафимы и Престолы, Господства, Силы и Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.

Строго говоря, в Символе веры мы ничего не находим об ангелах. Наверное, это вызвано тем, что вера или неверие в ангелов кардинально не меняет принципов нашей духовной жизни. Они есть и участвуют в нашей жизни, но так же, как человек, не знакомый с основами квантовой физики, может пользоваться всеми плодами научно-технического прогресса, так же и человек, не знающий ничего об ангелах, пользуется их заботой о себе. Тем не менее не будем неблагодарны и будем испрашивать у Господа «ангела мирна, верна наставника и хранителя душ и телес наших».

Святии архангелии, ангели и вся Небесныя воинства молите Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать