21 декабря. Мученица Анфиса Римская

21 декабря 2015 г.

Церковный календарь. 21 декабря (8 декабря ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня память: апп. от 70-ти Сосфе́на, Аполло́са (Апеллия), Ки́фы, Ти́хика, Епафроди́та, Ке́саря и Онисифо́ра; мц. Анфисы Римской, мчч. 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших в V веке; прп. Пата́пия Фивского VII века; прп. Кирилла Челмогорского XIV века;

Сщмч. Сергия Орлова, пресвитера  убиенного в 1937 году.

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы вспомним целый ряд святых. Во-первых, мученицу Анфису. Она пострадала за Христа в Риме в V веке. Мученица Анфиса, жена римского сановника, была крещена святителем Амвросием Медиоланским. Святая мученица была сожжена, после того как отказалась от предложения жены градоначальника Суни́льды принять арианское крещение. Во-вторых, многих мучеников пострадавших при правителе Вандальского королевства в Северной Африке Гунери́хе с 474 по 491 год (в это время в Византии правил император Зенон). Гунерих при пособничестве арианских епископов воздвиг жестокое гонение на православных. Когда верующие собрались в одном из храмов и тайно совершали Божественную литургию, войска варваров ворвались в церковь. Часть молившихся бежала, а 300 человек, наиболее твердых в истинной вере, предали себя добровольно на мучения и были обезглавлены. Из 62 иереев двух сожгли, остальным отрезали языки.

Братья и сестры, века идут, но между верующими христианами периодически происходят расколы и войны, когда христиане начинают предавать друг друга смерти. Так было и во времена арианской смуты, и во времена монофизитской ереси, и иконоборчества. Так было во время крестовых походов, когда был разграблен Константинополь. В Европе воевали протестанты и католики. На Руси воевали не только католики и православные, но и православные князья шли войной на своих же православных братьев.

В XX веке тоже множество примеров подобных кровопролитий. Так из-за обновленческого раскола в начале XX века было репрессировано огромное количество православного духовенства. То же самое показали совсем недавние политические события, примеры можно приводить до бесконечности. Апостол Павел уже в первом веке беспокоился обо всем этом:

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?  (1 Кор. 1,10–13).

Почему же все это происходит? Ответ прост. Все это происходит потому, что название «христианин» не делает таковым человека само по себе. И если даже между двумя христианами происходит ссора, значит по меньшей мере один из них отошел от Христа и нуждается в покаянии. Но чаще всего обе стороны далеки от идеала, и начавшаяся распря растет и разжигается сильнее. Господь сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Но отчего их так мало? Потому что гордыня стоит на своем и всегда норовит испортить благие начинания. Каждая сторона конфликта уверена, что, отстаивая свою позицию, идет к благим целям. Как же понять, какую сторону занять? И есть ли эта правая сторона? Архимандрит Софроний (Сахаров), поясняя учение преподобного Силуана, писал, что при отличии добра и зла верным признаком является не столько святая и высокая по своей формулировке цель, сколько средства, избираемые для достижения этой цели.

«Абсолютен только Бог. Зло, не будучи самосущным бытием, а лишь противлением свободной твари начальному Бытию – Богу, не может быть абсолютным, и потому зло в “чистом” виде – не существует, и не может существовать. Всякое зло, совершаемое свободными тварями, по необходимости паразитарно живет на теле добра, ему необходимо найти себе “оправдание”, предстать облеченным в одежду добра, и нередко высшего добра. Зло всегда неизбежно смешивается с некоторой долей положительного по форме искания, и этой своей стороной “прельщает” человека. Свой положительный аспект зло стремится представить человеку, как ценность настолько важную, что ради достижения ее – “дозволены все средства”».

По словам отца Софрония, в практической жизни человека абсолютное добро недостижимо; во всяком человеческом начинании присутствует некоторая доля несовершенства. Из-за этого различение добра от зла является очень трудным. Нас сбивает с толку неизбежное наличие благих намерений и предлогов во зле и при этом несовершенство человеческого добра. Но для настоящих святых все было очень просто. Например, преподобный Силуан так просто объяснял все наши беды:

«Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир. А если бы люди познали Господа, какой Он милостивый, смиренный и кроткий, то “за один час” изменилось бы лицо всего мира, и у всех была бы великая радость и любовь. Господь Милостивый дал нам покаяние, и покаянием все исправляется. Покаянием мы получаем прощение грехов; за покаяние приходит благодать Святого Духа, и так познаем Бога. Если кто потерял мир и страдает, то пусть покается, и Господь даст ему Свой мир. Если какой народ или государство страдает, то надо всем покаяться, и тогда все исправится от Бога». Братья и сестры, давайте будем молиться и искренне каяться. И да помогут нам в этом наши небесные заступники.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​