Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 21 октября, Православная Церковь совершает память преподобного Трифона Вятского, широко почитаемого православными жителями не только Вятской земли, но и всего Русского Севера. Жизнь преподобного Трифона служит примером деятельной любви к Богу и Христовой Церкви, при этом каждое поколение духовенства, монашествующих и мирян находит в ней назидательное для себя.
Будущий наставник монашества родился около 1546 года вдали от вятских пределов – в «северной стране, нарицаемой Мезени», ныне Мезенском районе Архангельской области. Когда-то здесь, на берегу реки Немнюга, всего в 60 верстах от Белого моря, находилась деревня Конешельская, которую принято считать родиной преподобного.
Сегодня на карте ее не найти. Время сильно изменило эти места. Однако место рождения святого не забыто: еще в начале XVIII века оно было отмечено деревянной часовней, которая сохранилась до наших дней. Местные жители называют часовню «Трифон» и дважды в год, в день памяти преподобного в октябре и в четвертое воскресенье по Пасхе, совершают к ней паломничество.
О детстве и юности святого известно немного. Его родители Дмитрий и Пелагея Подвизаевы были крестьянами. В скором времени отец скончался, и отрок вместе со старшими братьями остался на попечении матери. Житие преподобного Трифона не сообщает о том, как родилось и окрепло в душе будущего подвижника искание монашества. Было оно таинственным действием благодати Святого Духа или же возникло под влиянием бесед приходского священника, встреч с насельниками северных монастырей или паломниками – неизвестно. Но уже вскоре ему пришлось сделать выбор, определивший его жизненный путь.
Едва Трофиму исполнилось 17 лет, старшие братья решили его женить. Избрав из числа прислуги пригожую девицу и нарядив в красивые одежды, братья подослали ее к Трофиму. Но та, по слову жития, хотя и «жало своего языка сотре, крепкого же столба не поколеба». «Льстивые и блазненные глаголы» девицы не смутили юношу. По слову агиографа, «не блуда ради сотвориша братья сия, но како бы сочетати его браком и удержати во отечествии своем понеже живяста во всяком обилии довольне». Но именно это событие заставило Трофима сделать выбор: или завести семью и в трудах приумножать состояние рода, или же оставить мир сей и искать Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33) на путях монашеского жития.
Услышав в храме слова о том, что кто принимает на себя иноческий образ, того Господь причисляет к Своим избранным, Трифон тайно оставил родительский дом и пришел сначала в Великий Устюг, а затем принял постриг в Пыскорском монастыре Пермской губернии.
От непрестанных трудов и великих подвигов преподобный тяжело заболел и был близок к смерти. Во время болезни он имел видение ангела-хранителя и святителя Николая, который исцелил его. С этого времени преподобный стал подвизаться еще усерднее и получил от Бога дар чудотворения. Некоторые из братии позавидовали славе преподобного, и он, чтобы избежать раздоров, удалился в пустынные места на реке Мулянка. Здесь он много потрудился над обращением ко Христу язычников-остяков. Перейдя на реку Чусовую, святой устроил здесь Успенский монастырь. Другая обитель была основана им на реке Вятка, близ г. Вятки. Несколько раз по монастырским делам св. Трифон путешествовал в Москву. Бывал преподобный и в Казани, где в одной из бесед с митрополитом Казанским Гермогеном предрек ему патриаршество и мученическую смерть. Скончался преподобный глубоким старцем 8 октября (по старому стилю) 1612 года и был погребен в созданном им Успенском монастыре. *** Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых: прп. Пелагии Антиохийской (457); прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена (1482); прп. Таисии Египетской (IV); мц. Пелагии, девицы, Антиохийской (303); сщмчч. Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского, и с ним Иоанна Хренова, диакона, прмчч. Амвросия (Астахова), архимандрита и Пахомия (Туркевича), игумена, прмц. Татианы (Бесфамильной), инокини, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы (Лазарева), епископа Велижского, прмч. Серафима (Щелокова), архимандрита, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского, пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама (Ефимова), монаха (конец 1930-х); чествуется Собор Вятских святых. Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Иеромонах Димитрий (Самойлов),
|
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!