20 декабря. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

20 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 20 декабря (7 декабря ст. стиль).

 

Продолжается Рождественский пост.

Сегодня в нашей Церкви память: мч. Афинодора Месопотамского, пострадавшего в самом начале IV века. Свт. Амвросия, епископа Медиоланского, преставившегося в 397 году. Прп. Павла Послушливого (Повинника). Мц. Филофеи Румынской XI века. Прп. Иоанна, постника Печерского, подвизавшегося в Ближних пещерах в XII веке. Прп. Нила Столобенского и прп. Антония Сийского, подвижников XVI века.

Святых XX века: прмчч. Сергия (Гальковского), Андроника (Барсукова), Галактиона (Урбанович-Новикова), Гурия (Самойлова); сщмчч. Антония Попова, Сергия Голощапова, Михаила Успенского, Сергия Успенского, Петра Крестова, Василия Мирожина, пресвитеров; диакона Никифора Литвинова; мч. Иоанна Демидова.

Прославляется Владимирская (Селигерская) икона Божией Матери.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы уделим время древнему святому Амвросию Медиоланскому.

Святитель Амвросий родился в 340 году в Северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370 года занял должность консульского префекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (современном Милане) – главном городе Лигурии – происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры.

Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, произнес: «Амвросий – епископ». Народ и сам император Валентин увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко крещению, отговаривался и даже скрывался из Милана. Он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял крещение, в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа в 374 году.

Первым делом после посвящения Амвросий раздал бедным свое имущество. Потом стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Только после этого он вступил на поприще епископской деятельности.

Святой Амвросий мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил всем известный гимн «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем», который до сих пор поется во время благодарственных богослужений. По его настоянию из императорского титула было вычеркнуто языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый «священный огонь» весталок и вынесена из сената статуя Победы.

Святитель явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что епископ ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью.

В 387 году под влиянием проповедей святого Амвросия уверовал и принял крещение блаженный Августин, ставший затем епископом и величайшим богословом Западной Церкви. Последние годы жизни святитель Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году.

Святой почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Епископ Амвросий известен также как преобразователь церковного пения: он ввел размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Многие тексты песней он заимствовал у святого Ефрема Сирина и Илария, но и сам написал около тридцати гимнов.

Много различных текстов сохранилось от святителя Амвросия, приведем отрывок из его труда «О Тайнах» – о Таинстве Тела и Крови Христовых:

«Итак, ты узнал в чем превосходство: как свет выше тьмы, истина — образа, так Тело Творца — (выше) манны небесной. Может быть ты скажешь: “Я вижу другое. Как же ты можешь говорить, что я принимаю Тело Христово?” Это же то, что нам осталось доказать. Сколь велико число примеров, используя которые, мы можем доказать, что речь идет не о том, что создано природой, но о том, что освящено благословением, о том, что сила благословения превосходит природу, ибо благословением изменяется даже сама природа [...].

О творении всего мира ты прочел, что “Он сказал — и стало, Он повелел — и сотворилось”. Итак, если слово Христово смогло сотворить из ничего то, чего прежде не было, то разве это же слово не может преложить уже существующее в то, чем оно раньше не было? Ведь сотворение новой природы не ниже, чем ее изменение [...].

И то, что мы совершаем, является Телом, рожденным от Девы. Зачем же ты ищешь природный порядок в Теле Христовом, когда Сам Господь Иисус был рожден от Девы, превзойдя природу? Несомненно, что это истинная Плоть Христова, которая была распята и погребена. Значит, это действительно есть таинство Его Плоти. Сам Господь Иисус возвещает: “Сие есть Тело Мое”. Прежде божественных слов благословения это называется иначе, после же освящения это является Телом. Он говорит, что это — Кровь Его. Прежде освящения это называется иначе, после же освящения именуется Кровью. И ты говоришь: “Аминь”, то есть “Истинно”. Пусть же твой ум будет согласен с тем, что произносят уста, а душа пусть чувствует то, что звучит в словах».

Святителю отче Амвросие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​