Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 2 апреля (20 марта ст. стиль).
Суббота 3-й недели Великого поста. Литургия святителя Иоанна Златоустого. День особого поминовения усопших.
Сегодня память: мц. Фотины (Светланы) Самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора (Фотина) и Иосии; мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (I). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (Феодоры) (начало IV в.). Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных в конце VIII века. Свт. Никиты Исповедника, архиепископа Аполлониадского (первая половина IX в). Прп. Евфросина Синозерского, Новгородского (XVI – начало XVII в.). Сщмч. Василия Соколова, диакона (ум. 1938).
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы поговорим об эпохе Смутного времени на Руси и об одном из подвижников и страдальцев этого времени. Святой Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карельской области. Его отец Симеон и неизвестная по имени мать жили около Ладожского озера. Близость Валаамского монастыря оказала влияние на религиозное настроение Ефрема. Он оставил родительский дом и поселился на некоторое время при монастыре. Там он приобрел знание богослужебного устава и сроднился с суровыми условиями иноческой жизни. Но иноком Ефрем пока не стал. Затем он переселился в Новгород Великий. Прожив там длительное время, святой ушел в одну из Новгородских областей – в Бежецкую пятину. Он стал служить чтецом в селе Долосском в двадцати верстах от города Устюжны Железопольской, что ныне в Вологодской области.
Ефрем успел достигнуть зрелого возраста, когда благодать Божия коснулась его сердца и зажгла в нем непреоборимое желание принять иноческий подвиг. Приведя свой дом в полный порядок и распорядившись своим имуществом, Ефрем пошел в путь, не имея с собой ничего, кроме единственно бывшей на нем одежды. В твердом решении стать иноком Ефрем приходит в Тихвинский Успенский монастырь и умоляет настоятеля и братию удостоить его пострижения. Зрелый возраст просителя, его рассказ о юности, проведенной под кровом Валаамской обители, о продолжительных годах службы Церкви Божией в должности чтеца снискали ему общее доверие, и его просьба вскоре же была исполнена. Прожив некоторое время в Тихвинской обители, преподобный почувствовал великое, неудержимое желание уйти в пустыню, уединение, и там потрудиться Богу суровой постнической жизнью и безмолвием. Он пошел к игумену, рассказал ему о своем желании и испросил благословения на задуманное дело. Настоятель благословил его, дал наставление о пустыннической жизни и отпустил с миром из монастыря, сказав: «Иди, чадо, Бог с тобою!».
Так в 1600 году святой начал пустынножительство в диких болотах на берегу Синичьего озера, в пятидесяти верстах от Устюжны. Поставив крест и выкопав пещеру, преподобный прожил здесь два года, питаясь только грибами, ягодами да дикими растениями. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к преподобному за наставлениями, а некоторые оставались при нем жить, так образовалась обитель.
В смутном 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в пу́стыни святого подвижника спасалось от разбоя множество людей. Обитель святого Евфросина казалась удобным и безопасным убежищем, будучи удалена от жилых мест и окружена реками, озерами и зыбучими мхами. Но обители суждено было потерпеть поругание. Преподобный Евфросин прозрел надвигавшееся бедствие и предупредил о нем насельников обители и всех, искавших в ней защиты. 19 марта 1612 года преподобный открыл им, что приближаются вооруженные поляки, предложил позаботиться о своей безопасности и советовал всем бежать. Многие не поверили ему. «Почему же ты не уходишь от этого святого места?» – спрашивали они. Старец отвечал: «Я пришел сюда умереть ради Христа». Кто послушался святого и ушел из обители, спасся, а все оставшиеся погибли жестокой смертью.
Среди насельников обители был и инок Иона. Устрашенный прозрением преподобного Евфросина, он хотел бежать вместе с прочими. Но преподобный Евфросин удержал его, воспламенив в иноке ревность к дому Божию и готовность пребывать в обители до смерти. «Брат Иона, – говорил преподобный, – зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом и им нужно беречь себя для детей». После этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве.
На следующий день, 20 марта, на обитель напали поляки. Преподобный в схимническом одеянии вышел из келлии и стал у водруженного им креста. Враги бросились к нему: «Старец, отдай нам имение монастыря». «Все имение этого монастыря и мое – в церкви Пречистой Богородицы», – ответил преподобный, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею, и святой старец пал на землю мертвым. Когда поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что святой был уже бездыханен, пробил ему голову боевым топором. Погиб и инок Иона. Вместе с преподобным в обители остался также один благочестивый крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келлии преподобного. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине преподобного Евфросина.
Тело преподобного было с честью погребено 28 марта. В тот же день погребли инока Иону и всех, кто погиб от меча. Спустя 34 года по кончине святого в его обители был возведен новый храм во имя Пресвятой Троицы и колокольня с переходами. По благословению митрополита Новгородского Макария 25 марта 1655 года мощи преподобного Евфросина Синозерского были перенесены под колокольню. После революции, в 1936 году мощи были вскрыты безбожниками, некоторое время выставлялись в антирелигиозной экспозиции музея, а затем хранились в фондах. Но 14 июня 1991 года мощи преподобного Евфросина были переданы Русской Православной Церкви и теперь почивают в приделе во имя священномученика Антипы в Казанской церкви города Устюжны.
Преподобне отче Евфросине, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Читаем Апостол. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!