19 декабря. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

19 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 19 декабря (6 декабря ст. стиль).

 

Продолжается Рождественский пост.

Сегодня мы торжественно отмечаем память свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, жившего в конце III – первой половине IV века.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы, конечно, говорим о святителе Николае Чудотворце. Но предварить его житие хотелось бы словами митрополита Илариона Алфеева (произнес он их, еще будучи игуменом): «Каждый святой проживает как бы три жизни. Одна — это его реальная жизнь. Другая — его житие. Третья — это “посмертная” жизнь святого, то есть его жизнь в многовековом опыте Церкви, включающем различные чудеса, исцеления и случаи помощи этого святого людям.

О первой, реальной жизни святого мы иногда знаем кое-что, иногда — очень мало, иногда — почти ничего... Вторая жизнь святого — это его житие, написанное в некоторых случаях много столетий спустя и нередко лишенное исторической достоверности. Житие святого — это его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях. Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес... Лишь в редких случаях — например, если житие написано одним из ближайших учеников святого, знавшим его при жизни — оно сохраняет черты фактической и исторической достоверности...

Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство... Что знаем мы о реальной земной жизни святителя Николая? Почти ничего. Есть его житие с рассказами о различных чудесах, однако многие из этих рассказов заимствованы из жития другого святого, Николая Сионского, жившего в VI веке. Ни один исторический источник IV века не упоминает о Николае, архиепископе Мир Ликийских...

Означает ли все сказанное, что житиям вообще нельзя верить? Вовсе нет. Хотя бы потому, что от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости святого для Церкви и церковного народа, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы “за кадром”.

И здесь важно сказать о той третьей жизни каждого святого, которую он проживает в опыте верующих на протяжении многих столетий, протекших после его смерти. Речь идет об исцелениях и чудесах, совершающихся у мощей или гробницы святого, о многообразной помощи, которую оказывает святой, когда к нему обращаются с молитвой. И во многих случаях оказывается, что таинственным образом эта жизнь святого в опыте Церкви соответствует тому, что мы можем узнать о святом из его жития. И житие, лишенное исторической достоверности, оказывается безусловно достоверным на каком-то глубинном и опытном уровне. И чудеса, описанные в житии, затем многократно повторяются в опыте других людей...».

И вот теперь, дорогие братья и сестры, обратимся к житию нашего заступника усердного.

Святитель Николай, будущий архиепископ Мир Ликийских, родился в семье состоятельных родителей-христиан в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (на южном побережье Малоазийского полуострова) во времена, когда этот регион был эллинистическим по своей культуре.

Мы знаем, что Николай с раннего детства решил полностью посвятить свою жизнь Христу. С детских лет он преуспевал в изучении Священного Писания, днем не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел в сан священника, сделав его своим помощником и поручив говорить поучения пастве.

Когда умерли родители святого Николая, он унаследовал их состояние, однако отдал его на нужды благотворительности. Служа Господу, юноша горел духом. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим. Существует ряд преданий о святителе.

Например, однажды, узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их в публичный дом, чтобы спастись от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.

Именно это сказание легло в основу легенды о всем известном западном персонаже Санта Клаусе. Первоначально именно от имени святого Николая в Европе дарились подарки детям в день почитания святителя — 6 декабря. В Голландии гостинцы детям до сих пор продолжает приносить Синтерклаас, то есть буквально «святой Николай», которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении.

Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. По кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов собора, решавшего вопрос об избрании нового архипастыря в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане на рубеже III-IV веков.

Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Достигнув глубокой старости, архиепископ Николай мирно отошел ко Господу примерно в середине IV века. Его честные мощи хранятся ныне в итальянском городе Бари.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​