19 декабря. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

19 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 19 декабря (6 декабря ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня мы торжественно отмечаем память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, жившего в конце III – первой половине IV века.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы уделим все свое внимание любимому и близкому для русского сердца – Николаю Чудотворцу.

Святитель Николай, будущий архиепископ Мир Ликийских, родился в семье состоятельных родителей-христиан в Малой Азии, в греческой колонии Пата́ра римской провинции Лики́я (на южном побережье Малоазийского полуострова) в III веке, когда этот регион был эллинистическим по своей культуре. Из-за того, что в ходе истории его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Ликийского были Феофан (или Епифаний) и Нонна.

Известно, что Николай с раннего детства решил полностью посвятить свою жизнь Христу. С детских лет он преуспевал в изучении Священного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел в сан священника, сделав своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Когда родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако отдал его на нужды благотворительности. Служа Господу, юноша горел духом. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим. Существует ряд преданий о святителе. Например, узнав однажды о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их в публичный дом, чтобы спастись от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Именно это сказание легло в основание легенды о всем известном западном персонаже Санта Клаусе. Первоначально именно от имени святого Николая дарились в Европе подарки детям в день почитания святителя – 6 декабря. В Голландии подарки детям до сих пор продолжает дарить Синтерклаас, то есть буквально святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении. В Северной Америке, видимо, в основанном голландцами Нью-Йорке, Синтерклаас превратился в Санта Клауса, и его образ окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифами и стал коммерческим инструментом в индустрии подарков и потребления.

Но вернемся к святителю. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. По кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшему вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви рубежа III–IV веков, время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым.

По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Воюя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища.

Существует предание, что святитель Николай был участником I Вселенского Собора в 325 году, принявшего Никейский Символ веры, но величайший профессор церковной истории Василий Васильевич Болотов в IV томе своего монументального труда «Лекции по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

Также в умах верующих живет яркая картина, когда в пылу обличения Ария святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже ударил лжеучителя, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако факты заушения Николаем Ария и суда над святителем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке, ничего подобного нет и в житии святителя, помещенном в греческом Синаксаре, как нет этих событий и в Великих Четьи Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский XVI века первый в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского Собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. А в русской агиографии описание пощечины впервые появляется лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским. Поэтому, братья и сестры, не будем настаивать на этом не самом добром и душеполезном сюжете жития. Важно то, что Николай Чудотворец был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было насыщено солью премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Достигнув глубокой старости, он мирно отошел ко Господу примерно в 345–351 году. Честные его мощи хранятся ныне в итальянском городе Бари.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​