19 августа. Успенский пост. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 19 августа, Православная Церковь совершает праздник Преображения Господня.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников – Петра и братьев Зеведеевых: Иакова и Иоанна – и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: Петр же и бывшие с ним отягчены были сном (Лк. 9, 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею (Лк. 9, 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях.

Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии (Лк. 9, 33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией.

«Но Иисус, – пишет преподобный Ефрем Сирин, – тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». Когда он еще говорил, – повествует святой евангелист, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: встаньте, не бойтесь (Мф. 17, 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все Домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно, Ты показал нам на Фаворе угль Божества... и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов». Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом», а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы... человеком на избавление». Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он – Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства... в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества».

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае, и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле – Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах», – так поет Святая Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и святые апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека – во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», – свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Святой Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба – Илия Фесвитянин, а из мертвых – Моисей» – по словам творца канона на Преображение преподобного Иоанна Дамаскина – указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым, или Яблочным, Спасом, так как его празднуют одновременно с поспеванием яблок. В православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых совершается в конце праздничной литургии.

* * *

Дорогие братья и сестры, я сердечно и тепло поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Пусть Божественный Свет Фаворской горы просветит наши души и наполнит их благоуханием веры, надежды и любви.

На горе Преобразился,

Показав Господню славу.

Лик Божественный светился.

Ото сна подъявши главы –

Петр, Иаков с Иоанном,

На одре, песком застланном,

Рассуждали: «Дай нам, Боже,

Обнаружить ревность тоже 

И остаться здесь навечно,

Позабыв о днях беспечных».

Ароматом фруктов спелых

Славен день Преображенья,

И по мере приближенья

Свет Фаворский в ризах белых.

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы