Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 19 августа, Православная Церковь совершает праздник Преображения Господня.
Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17, 1–6), Марка (9, 1–8), Луки (9, 28–36).
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21).
Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников – Петра и братьев Зеведеевых: Иакова и Иоанна – и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: Петр же и бывшие с ним отягчены были сном (Лк. 9, 32).
Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею (Лк. 9, 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах, с исходящим от него ярким светом.
Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии (Лк. 9, 33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить три кущи (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией.
«Но Иисус, – пишет преподобный Ефрем Сирин, – тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его».
Когда он еще говорил, – повествует святой евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).
При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: встаньте, не бойтесь (Мф. 17, 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса.
Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения.
«Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно, Ты показал нам на Фаворе угль Божества... и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов». Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом», а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы... человеком на избавление». Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он – Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства... в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества».
Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей.
Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле – Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.
Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах», – так поет Святая Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор.
И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и святые апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека – во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.
Глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф. 17, 5) – свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Святой Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба – Илия Фесвитянин, а из мертвых – Моисей» – по словам творца канона на Преображение преподобного Иоанна Дамаскина – указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.
В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, так как его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов.
В православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых совершается в конце праздничной литургии.
Дорогие братья и сестры, я сердечно и тепло поздравляю с праздником Преображения Господня! Пусть Божественный Свет Фаворской горы просветит наши души и наполнит их благоуханием веры, надежды и любви.
На горе Преобразился,
Показав Господню славу.
Лик Божественный светился.
Ото сна подъявши главы –
Петр, Иаков с Иоанном,
На одре, песком застланном,
Рассуждали: «Дай нам, Боже,
Обнаружить ревность тоже
И остаться здесь навечно,
Позабыв о днях беспечных».
Ароматов фруктов спелых
Славен день Преображенья,
И по мере приближенья
Свет Фаворский в ризах белых.
Иеромонах Димитрий (Самойлов)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
ЗА ДРУГИ СВОЯ: Пасхальный подарок герою. Главный храм ЦВО. 2 часть
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!