16 октября. Блаженный Исихий Хоривит

16 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 16 октября (3 октября ст. стиль)

 

День постный.

Сегодня Церковь вспоминает: сщмчч. I века Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика, пресвитера, и Елевферия, диакона; подвижников VI века прп. Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского и блж. Исихия Хоривита; прп. Дионисия Щепы, затворника Печерского XV века, в Дальних пещерах;

Сщисп. Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского, преставившегося в 1928 году.

Чествуется икона Божией Матери Трубчевская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы дерзнем приподнять завесу жизни подвижников святой горы Афон. Блаженный Исихий Хоривит, Безмолвник, жил в VI веке в одном из монастырей на Афоне и вначале был не очень усердным иноком. После тяжелой болезни Исихий умер, но дивным Промыслом Божиим через час возвратился к жизни. После этого блаженный затворился в своей келлии и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаянные рыдания, доносившиеся из затвора. Перед своей кончиной блаженный Исихий сказал пришедшим инокам: «Простите меня, братия. Имеющий память смертную никогда не согрешит». С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников - исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.

Можем ли мы представить себе, что именно было открыто преподобному Исихию, что заставило его всю свою жизнь провести в затворе? Ситуация, когда человек, сталкиваясь с клинической смертью, видит там не́что не такая и редкая. Но сказать что именно, мы со стопроцентной достоверностью не можем, можем только предполагать. И если большинство людей, попав в пост-смертную реальность, не меняет радикально своего образа жизни, значит не сама эта реальность ведет к покаянию. Значит, преподобному Исихию было открыто нечто большее, наверное, это была встреча. Встреча с миром бесовским или ангельским, со святыми или Самим Господом. Эта встреча возымела такое действие на будущего преподобного, что он избрал подвиг даже более суровый, чем обычное монашество - молчаливое затворничество. Проводя параллель, например, с преподобным Силуаном Афонским, мы можем сказать, что тем, что заставляет подвижников принимать на себя особые подвиги, является Божественная благодать и встреча с Самим Спасителем. Пережив эту встречу, а после нее потерю благодати Духа Святого, сопровождавшей духовное откровение, подвижники готовы на многое, чтобы вернуть сладостное утешение Царя Небесного, Духа Истины. Преподобному Силуану был ответ от Бога: «Держи ум твой в аду и не отчаивайся», преподобный же Исихий дает братии похожий совет: «Имеющий память смертную никогда не согрешит».

Можно подумать, дорогие братья и сестры, что многих бедствий в нашей жизни и жизни всего мира можно было бы избежать, если бы воля Божия была открыта нам неким очевидным образом: если бы, просыпаясь утром, мы видели записочку на столе «Воля Господня на сегодня». И Бог в силе сделать так, только это привело бы к совершенной погибели всего человечества, потому что оправдания нам не было бы никакого. По своей гордыне человек потерял способность распознавать волю Божию и следовать ей. Ведь даже очевидные требования Господа не выполняются: мы имеем Евангелие и Послания святых апостолов, где четко прописан основной принцип нашей духовной жизни - «любовь». Апостол Павел пишет: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит . (1 Кор. 13, 3 - 7). Апостол Иоанн говорит: И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем... Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 16, 20). Вот очевидная воля Божия о нас, но мы не можем следовать даже общим указаниям, что уж говорить о конкретике.

Возвращаясь к преподобному Исихию, нужно сказать, что полученное им откровение имело одну конкретную цель — утвердить нерадивого монаха на пути следования замыслу Творца. Необходимым условием было, чтобы монах мог вместить в себя то, что решил вложить в него Бог. Каждому из нас Господь открывает только то, что мы можем осознать и реализовать в жизни. Помните, Иисус Христос сказал своим ученикам: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам . (Ин. 16, 12 - 13).

Преподобные отцы, такие как: Антоний Великий, Серафим Саровский, Силуан Афонский и святой Исихий посвятили всю свою жизнь стяжанию Духа Святого, чтобы Он наставил их на всякую истину. Но если преподобные посвящали этому всю жизнь, нам, братья и сестры, нужно посвящать этому хотя бы какое-то время.

Преподобне отче Исихие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​