16 апреля. Преподобный Никита Исповедник

16 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 16 апреля (3 апреля ст. стиль).

 

Суббота 5-й недели Великого поста. Этот день по уставу называется Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы.

Вчера вечером во всех храмах совершалась утреня субботы, на которой читался самый красивый и самый первый из акафистов, посвященный Пречистой Деве Марии, а сегодня совершается литургия святителя Иоанна Златоуста.

Сегодня мы творим память: мц. начала IV века Феодосии девы. Прп. Иллирика Марсионского (Пелопонесского).  Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Прп. Никиты Исповедника, игумена обители Мидикийской (VIII – перв. пол. IX в.).

Прославляются иконы Божией Матери: «Неувядаемый Цвет» и Леушинская «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, поговорим сегодня о преподобном подвижнике родом из Малой Азии. Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской в VIII веке в благочестивой семье. Мать умерла на восьмой день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор.

Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен. Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек. Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту. Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения.

В те годы, в начале IX века, при императоре Льве Армянине возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого патриарха Никифора, а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных. Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты.

Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв тоже совершал чудеса.

В 824 году при новом императоре Михаиле преподобный Никита отошел ко Господу. Тело его было перевезено на корабле в Мидикийский монастырь. Преподобный Никита был погребен в гробнице своего наставника преподобного Никифора. После погребения у гробницы святого продолжали совершаться чудеса.

 

Братья и сестры, в этом житии снова поднимается принципиальная для христианина тема отношения к Причастию не как к средству индивидуального освящения, а как к таинственному способу общения всех православных христиан. В основе правильного отношения к таинству Евхаристии, или Святому Причащению, лежит наша вера «во единую святую, соборную и апостольскую Церковь». Мы, православные, спасаемся не в одиночку, мы спасаемся всей Церковью. Ведь «Церковь» по-гречески — «эклессия», то есть собрание. Через таинство Причастия мы становимся едиными не только с Самим Господом, но и с другими, такими же, как и мы верующими. Потому для спасения важно и необходимо находиться в лоне православного собрания христиан, той Церкви, что сохраняет апостольское преемство в своей полноте и чистоте. Мы видим, что преподобный Никита причастился Святых Христовых Таин от еретика и лжепатриарха Феодота, но он не смог жить с чувством единства с носителями губительной ереси и принес покаяние в своем поступке. К сожалению, для многих современных православных христиан принятие Святого Причастия не ведет к осознанию себя членом единого богочеловеческого организма Церкви, а стоит в ряду принятия таких святынь как артос, просфора, агиасма. Просто люди делают для себя градацию: вот это «очень святое» можно только в храме, артос «менее святой», его можно дома и почаще, а просфору можно каждый день. Это все похоже на расписание приема лекарств.  А какая цель приема лекарств? Выздороветь. Да, в общем, многие подходят к Святой Чаше именно с такой целью – чтобы поправиться, чтобы дела наладились, проблемы решились. То есть  люди принимают Святые Тайны не с целью стать едиными со Святой Церковью и, став участниками ее жизни, взять на себя часть ее проблем, а с языческой целью «заставить» Бога сделать причастнику хорошо. Настоящий смысл Причастия – в единении со Христом и другими верными христианами для достижения святости. А святость не связана со здоровьем. Мы знаем, что почти все подвижники имели скорби и болезни. Святость не связана с отсутствием проблем -   у всех святых были трудности и испытания. И чем выше святость, тем сильнее трудности и испытания – это крест каждого из нас. Ведь Господь призывает нас в Царствие Небесное, а для этого нужно взять свой крест и следовать за Ним. И помогает нам взять свой крест и идти именно таинство Святого Причащения, или Святая Евхаристия.

Преподобне отче Никито, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать